Уникальный город хунну у СШГЭС размывается водой и уничтожается
В экспедиции РГО по исследованию зоны затопления Саяно-Шушенской ГЭС в 2022 году археологи продолжили изучение памятника археологии I века до н. э. — могильника Ала-Тей, который содержит уникальные произведения искусства и предметы быта эпохи хунну. Именно хунну дали толчок великому переселению народов.
Их империя, сформировавшись в Монголии, широко распространилась за её пределы: в частности, в её состав вошла территория современной Республики Тыва, где и находится Ала-Тей. Рассказываем, что узнали археологи о древнем народе хунну после обработки результатов исследований:
Чем глубже, тем знатнее
За восемь лет, в течение которых учёные ведут раскопки могильника Ала-Тей, они обнаружили 118 непотревоженных захоронений мужчин, женщин и детей, погребённых в деревянных и каменных гробах с довольно богатым набором инвентаря.
— Территория водохранилища, где мы работаем, в середине июня начинает затапливаться, а в августе-сентябре она и, соответственно, все археологические памятники уже скрыты 20–40-метровым слоем воды, — рассказывает руководитель экспедиции, старший научный сотрудник Отдела археологии Центральной Азии и Кавказа ИИМК РАН, кандидат исторических наук Марина Килуновская. — Мы проводим археологические раскопки и разведку памятников, которые находятся в зоне затопления и могут погибнуть в ближайшее время.
В сезоне 2022 года учёные при исследовании могильника Ала-Тей обнаружили ещё семь мужских захоронений. Останки находились в очень глубоких ямах, их покрывал слой воды, что сильно осложняло работу археологов. В одной из могил рядом с умершим лежала шкура коня, пояс с железными пряжками, лук со стрелами и большой боевой кинжал — это первое погребение воина с оружием, обнаруженное в Ала-Тее. Раньше находили лишь наконечники стрел, но их не считают оружием, так как они могут служить также для охоты.
По словам Марины Килуновской, Ала-Тей — это кладбище рядовых хунну.
В Монголии в 100 км от Улан-Батора ещё в конце XIX века был обнаружен могильник Ноин–Ула, где знатные хунну захоронены в квадратных ямах глубиной до 25 м, причём чем выше статус человека, тем его могила была глубже. Но все эти захоронения разорены. У исследователей сложилось ощущение, что их грабили почти сразу же после того, как сооружали.
— Ала-Тей — это грунтовый могильник, то есть над захоронениями нет наземных сооружений, но, в отличие от элитных курганов Ноин-Улы, он совершенно не потревожен и интересен тем, что представляет культуру рядовых хунну. Ала-Тей даёт понимание, как они жили, чем питались, что знали и умели, — объясняет Марина Килуновская. — Исследования, проведённые в 2022 году, позволяют получить представление о ещё одной стороне жизни хунну — мужском обряде погребения.
Свет мой, зеркальце
Конструкция могильных сооружений хунну одинакова для обоих полов, но разница в их захоронении всё же была: например, у женщин руки были сложены на груди, а у мужчин — вытянуты вдоль тела. Отличался и набор погребального инвентаря. Мужчинам в могилы клали шкуры и головы лошадей, хотя они встречались и в некоторых женских захоронениях. При этом конь был взнузданным, в железной уздечке. Лошади для хунну имели очень большое значение. Скорее всего, после смерти хозяина забивали и его коня — самого любимого, если лошадей было много. Мясо съедали, кости клали в могилу.
В захоронениях мужчин, по словам Марины Килуновской, исследователи находят предметы из железа. Оно плохо сохраняется, поэтому кажется, что изделия из него некрасивые и менее престижные, но у хунну этот металл считался особо ценным. А вот золото не пользовалось спросом, хотя технология изготовления золотых украшений у хунну существовала. Изделия из него учёные находили в очень небольшом количестве и в основном в могилах женщин.
Исключительно в женских захоронениях встречаются бронзовые зеркала. В основном они имитируют изделия из Китая, где их делали издревле. Внешне зеркала похожи, отличаются лишь по составу бронзы: в китайских больше свинца, в изделиях хунну — олова. Настоящие китайские зеркала встречаются в погребениях хунну очень редко. По-видимому, они высоко ценились, поэтому зеркало разбивали на несколько частей и в погребение помещали одну из них.
— На некоторых зеркалах встречаются надписи, — делится Марина Килуновская. — Например: "Смотрю на небо и думаю о правителе". Предположительно, они принадлежали наложницам — знатные хунну имели гаремы. Барышень для них брали в Монголии или Китае, но китаянки были более предпочтительны. Если мы встречаем богатое женское захоронение, то с большой долей вероятности это могла быть наложница. В таких погребениях находят украшения из бронзы и каменного угля, выполненные в высокохудожественном зверином стиле, который не похож на скифский — хунну выработали неповторимый свой.
Как хунну относились к смерти
В эпоху хунну, вероятно, уже существовали какие-то религиозные представления. Скорее всего, хунну поклонялись небу, земле, некоторым животным — об этом говорит множество изображений яков, быков, различных драконов. По словам Марины Килуновской, культовых мест этой эпохи археологи ещё не встречали, хотя в более раннее время они есть. В зоне затопления Саянского водохранилища существуют храмы, но они относятся, скорее, к эпохе бронзы.
В могильнике Ала-Тей хоронили примерно на протяжении ста лет. Средняя продолжительность жизни во времена хунну была 40–50 лет, преимущественно в таком возрасте были погребены те, чьи останки обнаружены археологами в Ала-Тее. Также встречались захоронения людей за 60 лет, но таких было мало. В основном похороненные умерли своей смертью от старости или болезней. Есть останки женщины с плодом, вероятно, умершей при родах.
— Интересно и то, что мы довольно часто находим захоронения инвалидов, особенно в курганах скифского времени, — делится Марина Килуновская. — Это люди с различными увечьями, ужасным смещением позвоночника или повреждёнными конечностями, горбатые, похороненные с богатым набором инвентаря. Следовательно, они были достаточно интегрированы в общество, возможно, их даже почитали. Среди них встречаются и уже достаточно пожилые, и дети.
У хунну было трепетное отношение к смерти, и они тщательно подходили к обряду захоронения. Все погребения продуманы до мелочей — выполнялось множество действий, для которых требовалось немало усилий. Каменные блоки для изготовления гроба приносились издалека, обрабатывались, обтёсывались и подгонялись. Сооружался склеп. Умершего укладывали по определённым канонам, давали ему "в дорогу" кусочки трапезы, мясо овец и коз, около головы ставили сосуды с молоком или бульоном, опускали в могилу голову и шкуру коня, предметы быта.
Особое отношение к смерти древних людей, по мнению Марины Килуновской, прослеживается по всем археологическим находкам. Люди верили, что в загробной жизни человек живёт так же, как и в земной, и стремились обеспечить ему на том свете комфортное существование. Несмотря на то что могилы знатных хунну в основном разграблены, в них находят много вещей: в частности, в одном из захоронений обнаружили около 10 тыс. монет, китайские повозки, покрытые лаком и украшенные зонтиками. Хунну поддерживали тесные связи с Хорезмом, Средней Азией, Узбекистаном. Таджикистаном, Китаем, Индией, Пакистаном, Средиземноморьем. Торговые пути шли в основном по степям через Алтай — отсюда в погребениях знатных людей множество артефактов других регионов.
Начиная с эпохи бронзы существовало и особое отношение к детству: детей хоронили с необычными, престижными вещами, выражая, видимо, таким образом свою любовь к ним.
На торговом пути
Хунну не кочевали на большие расстояния, летом уходили в горы, а осенью возвращались. Генетические исследования показали, что погребённые в могильнике Ала-Тей ели твёрдую пищу, хлеб, зерно — в основном пшеницу и просо. По мнению Марины Килуновской, они уже занимались земледелием, а это уже совершенно другой образ жизни и культура, нехарактерные для предшествующих культур Тувы. Одна часть населения, видимо, кочевала, снабжая род молоком и мясом. Другая оставалась на месте, занимаясь возделыванием земли. Значит, должны были существовать какие-то поселенческие центры, города. Интересно, что отголоски такого уклада можно обнаружить среди тувинцев и сегодня: часть жителей ведут кочевой образ жизни, остальные живут в городах и посёлках, учатся, работают.
Один из предполагаемых городов хунну находится на дне Саянского моря, в полутора километрах от могильника Ала-Тей, — это городище Бажын-Алаак. Археологи выдвинули гипотезу, что Ала-Тей был кладбищем этого города.
— Мы начали исследовать городище в 2022 году, — говорит Марина Килуновская. — Взяли пробы культурного слоя, создали 3D-модель, на которой хорошо видно, что в городе существовали улицы, различные постройки и коммуникации, башни и рвы. Наши коллеги находили там предметы эпохи бронзы. Это поселение могло существовать на протяжении нескольких тысячелетий, но, пока не проведены исследования, нельзя точно утверждать, что этот город имеет отношение к хунну. Мы должны взять анализы почвы и исследовать культурный слой, чтобы выяснить, велась ли там какая-то хозяйственная деятельность, например существовало ли производство металлов и проч.
При раскопках городища были найдены предметы, датируемые периодом первых веков нашей эры. Исследования показали, что люди в какой-то момент покинули этот древний город — вероятно, он подвергся нападению и был уничтожен. В частности, на защитной стене, которая окружала поселение, был найден человек, убитый стрелой. Что именно произошло в те далёкие времена, учёным ещё предстоит выяснить.
По словам Марины Килуновской, на месте городища в XVII веке существовала торговая фактория, принадлежащая китайцам. Вероятно, это был важный перевалочный пункт, который неоднократно подвергался нападению: через Тыву, Хакасию и Красноярский край пролегал торговый путь из Монголии в Южную Сибирь. По одной из версий, жители могли уйти из-за того, что их вытеснили другие племена, пришедшие из Монголии или с Алтая. Правда, свидетельств, что население Тувы полностью выселяли или уничтожали, не обнаружено. Существовала преемственность культур — аборигенная воспринимала новшества приходящей. Например, так было привнесено изготовление предметов из железа, различные изменения в костюме, вооружениях, снаряжении коня и т. д. Воины приводили жён с захваченных территорий, которые несли свои традиции ремёсел и готовили еду по своим рецептам. Постепенно культура их народа прочно входила в жизнь другого племени.
— Город постепенно смывается водой и уничтожается, как и могильник Ала-Тей, — говорит Марина Килуновская. — В некоторых местах почва смыта на метр, где-то на два, и этот процесс идёт всё интенсивнее. Каждый год мы приезжаем на это место и находим могилы, которые разрушились под воздействием колебания воды в водохранилище, обнажены кости и вещи. Также осыпаются берега, оголяя древние захоронения. Время у нас ограниченно, уникальные исторические и археологические памятники в любой момент могут быть уничтожены, их надо как можно быстрее исследовать. Благодаря РГО мы буквально вырываем у вечности ценнейшие артефакты.
Ваше мнение
Для этого надо всего лишь заполнить эту форму: