Богучанская ГЭС – сокрушительный удар по русской старожильческой культуре
На этой неделе в Красноярском государственном педуниверситете им. В.П. Астафьева состоялась презентация нового романа российского писателя Романа Сенчина «Зона затопления», посвященного трагедии Богучанской ГЭС. Перед выступлением писателя с приветственным словом к собравшимся обратился доцент КГПУ им. В.П. Астафьева, исполнительный директор КРОЭО «Плотина» Александр Колотов. «Плотина.Нет!» приводит расшифровку выступления красноярского эколога:
Многие деревни, стоявшие на берегах Ангары, насчитывали до трех столетий своей истории. И буквально в один сезон они были разорены, сожжены и затоплены, уйдя на дно Богучанского водохранилища. Богучанская ГЭС в этом смысле – сокрушительный удар по русской старожильческой культуре.
Гибель ангарской деревни под водами водохранилища Богучанской ГЭС часто сравнивают с историей Атлантиды. Что мы знаем о той первоначальной Атлантиде? Что она утонула, оставив след лишь в диалоге Платона. А что останется в веках от нашей ангарской Атлантиды?
Посмотрите, на наших глазах, на протяжении нескольких последних десятилетий, на дно ангарских водохранилищ уходит целый пласт русской старожильческой культуры. Бетонные могильные плиты над ней уже поставлены – это плотины Иркутской ГЭС, Братской ГЭС, Усть-Илимской ГЭС и вот сейчас Богучанской ГЭС. И к сожалению, процесс затопления еще не закончен – есть планы строительства следующей гидроэлектростанции на Ангаре, Нижнеангарской ГЭС.
Что осталось в нашей культуре от новой ангарской Атлантиды? Почти ничего. Очень мало претендентов на роль бессмертного платоновского диалога, увековечившего Атлантиду. Разве что великая повесть Валентина Распутина «Прощание с Матёрой» и вышедший буквально на днях роман Романа Сенчина «Зона затопления».
Очень жаль, что к уничтожению русской старожильческой культуры наше современное общество остается по большей части равнодушным. Когда дело касается коренных малочисленных народов Севера – вспомним историю с Эвенкийской ГЭС – их борьба, их протест против уничтожения своей культуры вызывает куда больший резонанс и в нашем российском обществе, и в сообществе международном, вплоть до Организации Объединенных Наций. Когда же дело касается до уничтожения русской ангарской культуры, как это было со строительством всего ангарского каскада ГЭС, то молчание наших русских писателей становится почти неприличным…
И я рад, что Роман Сенчин своей «Зоной затопления» смог прервать это молчание.
1 мнение
Для этого надо всего лишь заполнить эту форму: