В катастрофе на Саяно-Шушенской ГЭС виноваты кадры
Саяно-Шушенская ГЭС, на которой в прошлый понедельник произошла катастрофа, была спроектирована и частично построена петербуржцами. Проектированием занимался институт Ленгидропроект, изготовлением генераторов – завод «Электросила», турбин – Ленинградский металлический завод (последние сейчас входят в ОАО «Силовые машины»). Ожидается, что эти предприятия займутся восстановлением ГЭС, после того как причины трагедии будут установлены. Правда, на петербургские предприятия может лечь и бремя ответственности, если выяснится, что к аварии привела не плохая эксплуатация, а ошибки строителей.
К концу недели представители Саяно-Шушенской ГЭС так описывали случившуюся аварию: ротор генератора, расположенный прямо на крышке турбины, сместился, просел, что привело к короткому замыканию, а оно – к разгерметизации крышки турбины. В результате в водоводе образовалось давление воды, которой некуда было уходить, что и привело к вылету крышки весом 900 тонн и диаметром 6 метров. Машинный зал располагался над энергоблоком, и мощный поток воды в одно мгновение разбил пол зала и крышу, затопив все, что там находилось.
Сейчас наиболее спокойно ощущают себя сотрудники Ленгидропроекта – напротив, они ожидают сейчас прибавления заказов в связи с грядущим ремонтом. Первый фронт работ, для которого проектантов уже снимают с других, менее срочных направлений, – это организация новых водосбросов. Как ожидается, Саяно-Шушенская ГЭС долгое время будет находиться в простое (или станет работать в четверть силы), поэтому основной поток Енисея придется отводить в сторону. Версия о том, что причина аварии кроется в ошибках проектантов, кажется петербургским специалистам наименее состоятельной.
– Раньше считалось, что ГЭС – наиболее безопасный вид электростанции. Оказывается, и к гидроэнергетике надо было относиться настороженно.
– Гидроэлектростанции по-прежнему относят к самому экологически чистому и экономичному источнику энергии. В отличие от теплоэлектростанций, она не требует привозного топлива, а значит, экономичнее, – говорит Андрей Ферингер, главный инженер проекта Колымской и Усть-Среднеканской ГЭС на реке Колыме (Ленгидропроект). – Кстати, теплоэлектростанции в крае тоже существуют, и, возможно, именно им придется включиться в работу, пока Саяно-Шушенская ГЭС не будет восстановлена. А это значит – увеличение добычи угля, его подвоз и т.д. – все это очень громоздко.
– Кто должен следить за сохранностью всех узлов ГЭС?
– Чтобы обеспечить необходимый уровень безопасности, требуется соблюдение норм и правил проектирования, строительства и эксплуатации. В нормах заключены коэффициенты запаса, учитывающие сверхнормативные нагрузки и возможные нештатные ситуации. Есть свой регламент и для оборудования гидроэлектростанций. Сами гидротехнические сооружения оснащены контрольно-измерительной аппаратурой, показания которой анализируются службой эксплуатации и научно-исследовательскими организациями.
– Как часто должны осматриваться узлы ГЭС?
– Кроме регулярных осмотров каждые пять лет проводится комплексное обследование всех сооружений и оборудований гидроузла. По результатам обследования составляется программа ремонтных работ, которая включается в Декларацию безопасности. В нее также включаются специально разработанные критерии, подтверждение которых в процессе свидетельствует о безопасности сооружения. Декларация является документальным разрешением на эксплуатацию, и в случае СШ ГЭС срок последней – еще не истек.
– Почему при аварии разрушились сразу несколько энергоблоков, да еще – находящихся вдали друг от друга?
– Судя по видеозаписи, авария на Саяно-Шушенской ГЭС началась с разрушения второго агрегата, и через образовавшийся проем произошло затопление машинного зала ГЭС. 900-тонный ротор агрегата разрушил перекрытия и три пролета шатра машзала. Почему при этом разрушились 7-й и 9-й блоки – непонятно. Это одна из самых важных загадок. Взрыв трансформатора точно произошел после прорыва воды. Сейчас удалось перекрыть затворами отсасывающие трубы всех агрегатов и ведется откачка воды из затопленного здания ГЭС. Правительственная комиссия будет искать причину аварии только тогда, когда получит доступ в зал. Ленгидропроект не стал дожидаться окончательных результатов обследования и приступил к разработке проекта ремонта разрушенных элементов сооружения.
Петербургские эксперты считают, что глобальные причины трагедии – в кадрах. По словам Андрея Ферингера, в 1950 – 1980-е годы, на которые пришелся пик строительства ГЭС в СССР, в стране была создана мощная база подготовки строителей, эксплуатационщиков, проектировщиков и научных работников. Скажем, при строительстве Красноярской ГЭС прямо на площадке работал гидростроительный техникум. Сегодня ничего этого нет. В Политехническом институте, бывшей кузнице гидротехников, нет даже гидротехнического факультета. Ведущие специалисты строящихся и действующих электростанций перебрались в центральные районы, а на их место пришли специалисты другого уровня или даже – других специальностей.
Руководство ОАО «Силовые машины» отрицает версию о некачественном оборудовании и, как и специалисты Ленгидропроекта, больше склонны винить в ЧП местных сотрудников станции. Представителей завода смущает, что срок безремонтной эксплуатации каждой из турбин составляет 30 лет. Первый энергоблок на СШГЭС установили в 1978 году, второй, с которого и начался сыр-бор, в 1979-м. В отличие от атомных станций, на ГЭС все энергоблоки работают одновременно и на профилактику не закрываются.
– По нашим сведениям, разрушениям подвергся и 1-й энергоблок тоже, то есть тот, чьи сроки годности истекли еще год назад, – говорит начальник управления службы информации ОАО «Силовые машины» Мария Алиева. – По каким-то причинам наш холдинг не стали привлекать к работам по осмотру и ремонту старых турбин. С Декларацией безопасности нас тоже не знакомили. Заказы на новые турбины не поступали, хотя мы были готовы предложить турбины новых моделей, дающих выработку не 640 мегаватт, а 750.
В интернете уже появилась информация, что турбины работали на износ и уже пошли трещинами. Однако остановка и даже разрушение турбины в теории не должна была привести к катастрофе. Но крышка турбины почему-то не выдержала гидроудара. Килотонную крышку на ГЭС тоже привезли из Ленинграда.
Кстати, гидростанции, аналогичные СШ ГЭС, хоть и менее мощные, и укомплектованные оборудованием с тех же ленинградских предприятий, строились в 70-е годы и в союзных республиках. Большинство таких станций провели у себя капитальный ремонт еще в 2005 – 2007 годах. Особое внимание уделялось рабочему колесу, направляющему аппарату, тормозному диску ротора, уплотнению вала крышки турбины и т.д.
Нина Астафьева, "Город-812", 24 августа 2009 г.
Ваше мнение
Для этого надо всего лишь заполнить эту форму: