Вариант консервации Богучанской ГЭС даже не рассматривается
Инвестиционный Фонд РФ перечислил средства на комплексное промышленное освоение Нижнего Приангарья. Ответить на вопросы газеты «Вечерний Красноярск» и объяснить, что происходит с большой краевой стройкой, согласился министр внешних связей и инвестиционной политики Красноярского края Сергей Верещагин. В числе затронутых тем оказалась и ситуация вокруг финансирования работ по Богучанской ГЭС:
Деньги пошли
Основной вопрос, который сейчас всех волнует, – началось ли поступление средств из Инвестфонда?
Да, началось. В настоящее время мы держим все платежи на контроле. На прохождение денег обычно нужны сутки, так что сегодня (в минувшую пятницу) мы ожидаем поступление средств. Перед поездкой в Богучаны Росавтодор гарантировал, что до 15 июня деньги поступят. Однако возникли новые требования со стороны федерального агентства, которые мы вынуждены были снимать подписанием дополнительных соглашений. 24-25 июня в Москве были подписаны все допсоглашения, которые определяют суммы и сроки финансирования проекта в этом году. Все вопросы технического характера мы сняли.
А задержка была именно из-за технических вопросов?
Задержка объясняется многими причинами. Если и раньше деньги из федерального бюджета было очень непросто получить, то в нынешней ситуации процедура усложнилась в несколько раз. В условиях жесткой оптимизации, контроля, постоянных проверок, новых требований, меняющегося законодательства приходится очень много работать на федеральном уровне. На самом деле, еще раз повторю, что не считаю эту задержку – мы получили деньги 2009 года только в июле – критичной.
Сергей Викторович, какова схема дальнейшего поступления средств, она уже известна?
Платежи будут осуществляться по утвержденному графику. Общая сумма поступлений в течение июля на автодорогу, мост и железнодорожную линию составит 3,2 млрд рублей. В целом финансирование разбито на 4 этапа – по кварталам.
Хватит на год
Этих денег хватит на выполнение всех планов?
Этого хватит полностью на реализацию тех планов, что у нас есть на 2009 год.
Полностью – это значит, что строительство автодороги будет завершено в соответствии с паспортом проекта?
Нет. Работа будет выполнена в соответствии с той суммой, которую выделили из Инвестфонда. Сумма, которая нужна, согласно разработанной проектно-сметной документации, больше той, что была заложена в 2006 году, когда формировался паспорт проекта. Пока все работы производятся в рамках изначально утвержденного лимита. До конца года планируем актуализировать паспорт проекта и доказать Федерации, что дорога в том виде, в котором она запланирована, стоит не 2,7 млрд рублей, а порядка 8 млрд. Что касается моста – его стоимость 5,6 млрд рублей. Он будет достроен полностью. Из этих двух объектов мы сделали акцент на мост, необходимый ЛПК (инвестор – Внешэкономбанк). Уже в конце июля планируется выход на площадку. На 2011 год намечен запуск лесопильного производства. Мост на правый берег Ангары обеспечит доступ к основной лесосырьевой базе. Деньги, выделенные на автодорогу, обеспечат строительство около 80 км на участке от Абана до Богучан в асфальтобетонном покрытии. Около 118 км на этом же участке будет в переходном покрытии. Для того чтобы сделать этот участок в асфальтобетоне, нужно примерно 3,5 млрд рублей.
Которых пока нет?
Которые пока не определены паспортом.
Ходят слухи, что строительство дороги сейчас полностью приостановлено из-за отсутствия финансирования. А по просьбе главы района на прошлой неделе в Богучаны выехала комиссия, которая рассматривала вопрос едва ли не закрытия дороги для большегрузных авто из-за серьезных разрушений после ливневых дождей. А все потому, что дорога в переходном покрытии.
Это слухи. На сегодняшний день стоимость дороги 2,7 млрд рублей. Федерация уже перечислила 2,4 млрд рублей, из них использовано 2,1 млрд рублей. У дорожников еще есть 300 млн рублей. Работы ведутся, и говорить о том, что они приостановлены, нельзя.
То есть разрушения какие-то есть?
Они в любом случае будут. За теми участками, которые пока не обеспечены финансированием, нужен уход. Действительно, по этим дорогам перевозятся очень большие грузы. В Кодинске строятся дома, производства железобетона нет, а возить его нужно. Машины загружают по 20 тонн, по нормам же положено 10. Сами можете представить, какая это нагрузка. В настоящее время совместно с КРУДОР подготовлено экономическое обоснование целесообразности строительства этой дороги в асфальтобетоне. Но, чтобы не выносить отдельно этот объект, сейчас формируются предложения по изменению паспорта всей инфраструктуры Нижнего Приангарья, которые будут утверждаться на уровне Федерации.
Режим экономии
Край бюджетные деньги тратит на этот проект или только Федерация?
Согласно федеральным нормам, субсидии выделяются на принципах софинансирования объектов собственности края. Полученные деньги идут на капитальные вложения, а на разработку проектно-сметной документации – это краевые средства.
В условиях кризиса стоимость проекта пришлось корректировать?
Это была федеральная задача, с которой мы согласились. Например, на период разворота работ по схеме выдачи мощности ГЭС пришлось изменение цен на материалы – основные затратные статьи по этим объектам. Не стану разглашать, насколько цена была снижена по каждому контракту, но в целом это больше 2 млрд рублей. А общая сумма контрактов на пусковой комплекс – 14 млрдрублей. По другим объектам мы тоже экономим.
Лимиты этого года сохранятся в прежнем объеме? Речь шла о 14 млрд рублей.
По схеме выдачи мощности Богучанской ГЭС запланировано 7,8 млрд рублей, по автодороге и мостовому переходу – 2,3 и по железной дороге – 3,8. Могу совершенно ответственно заявить, что в настоящее время не обсуждается вопрос о сокращении лимитов по освоению Нижнего Приангарья. Более того, на прошлой неделе в Москве состоялось совещание по лимитам 2010 года, на котором принято решение, что объем средств сокращать нельзя – объекты вводные.
РУСАЛ закрыл долги
Хотелось бы несколько затронуть тему Богучанской ГЭС и алюминиевого завода. С ГЭС все более или менее понятно, и сроки вроде будут соблюдены.
На самом деле, за последние 2-3 недели ситуация сдвинулась с мертвой точки. На сегодняшний день РУСАЛ практически закрыл долги. По нашим оценкам, объем финансирования с начала года составил 5 млрд рублей. И специалисты РусГидро, и технологи уверяют, если все будет развиваться в темпе последнего времени, переносов сроков не будет.
Возможно, самое интересное начнется, когда Богучанскую ГЭС сдадут, а алюминиевый завод к этому времени точно достроен не будет. Он ведь планировался как основной потребитель электроэнергии.
Этот вопрос обсуждался уже много раз. Конечно, для края интересен кластер БЭМО – это рабочие места и налоги. Но стоимость алюминиевого завода 84 млрд рублей, а сейчас профинансировано 7 млрд рублей.
Заявления, что без алюминиевого завода Богучанская ГЭС не нужна, абсолютно необоснованны. Было несколько совещаний на уровне вице-премьеров, на которых присутствовали все участники проекта. Когда этот вопрос обсуждали, все, кроме РУСАЛа, говорили совершенно четко – электроэнергия будет востребована. У нас есть потребители в Мотыгино, в Богучанах, тот же Богучанский ЛПК, город Кодинск запитан на аварийную линию. У нас есть базовый дефицит центрального энергоузла в Красноярске. Объединенная энергосистема Сибири дефицитна уже давно.
Кроме того, нужно учесть, что Богучанская ГЭС – очень опасный объект с точки зрения его консервации. Представители служб, которые оценивают безопасность гидротехнических сооружений, заверили, что если ГЭС оставить в таком виде, то при первом серьезном паводке береговая линия Кежемского и Богучанского районов будет затоплена. Любая консервация – это деньги, около миллиарда рублей в год.
В случае если Богучанскую ГЭС не достроят, кто возьмет на себя расходы по ее содержанию?
Такого случая не будет. Есть очевидные вещи, которые понимают все. Мы даже не рассматриваем вариант, кто будет платить за ее консервацию.
Екатерина Юсьма, «Вечерний Красноярск», 9 июля 2009 г.
комментария 3
Для этого надо всего лишь заполнить эту форму: