Лица затопленных деревень: Любовь Оводнева из деревни Куватка
Любовь Оводнева помнит, как пришло известие о строительстве Братской ГЭС и переселении всей деревни. Многие люди не хотели покидать обжитые места. Поля вокруг были разработанные, плодородные, хлеб рос хорошо. На новом месте пришлось возделывать целину:
Любовь Оводнева, героиня проекта «Лица затопленных деревень», родилась и выросла в деревне Куватка Братского района. Отец рассказывал дочери, что дом, в котором они живут, старинный, построен еще в начале XX века переселенцами из Витебской губернии. Добротный дом и сейчас, после запуска Братской ГЭС, стоит в переехавшей Куватке на новом месте. В нем нас и встретила Любовь Калиновна.
С большой сумкой над обрывом…
До затопления Куватка была расположена вдоль реки Ия. В этой старинной деревне была всего одна улица в три километра. С одной стороны стояли дома, а по другую, ближе к реке, располагались бани. В центре располагались административные постройки: контора, ток, зернохранилище и магазин. Клуб был местом притяжения молодежи, настоящей отдушиной в тяжелые послевоенные годы.
Уже в 12 лет Любовь Оводнева со сверстниками полола колхозные поля, подкашивала за сенокосилкой. После работы в поле дома ждало свое хозяйство. Нужно было и огород полить, и корову подоить, и прибрать. В семье жили четверо детей: трое мальчишек и Любовь — помощница матери. Отец, участник Великой Отечественной войны, вернулся домой инвалидом. Мать за несколько лет потеряла троих детей, и от переживаний у нее образовался порок сердца. Дочь помогала ей по дому и на работе. В 14 лет героиня проекта стала работать в Куватке почтальоном. Она вспоминает, как ходила за девять километров в село Атубь с большой сумкой за почтой. Шла по узкой тропинке, которая вела через скалу над обрывом.
«Мы еще терпимо жили. Хоть и голодно было, но все-таки совсем без еды не сидели. Мама работала животноводом и дояркой, а вот у кого с фронта мужчины не пришли, тем совсем тяжело пришлось. Деньги тогда никто не получал, в колхозах начислялись только трудодни за отработанное время. После посевной выдавали зерно по паре килограммов за трудодень. Мы мололи его и стряпали хлеб, никакой пекарни не было, все сами. У нас корова была, надо было масло в колхоз отдавать. Помню, мама перегонит молоко, в обрате уже ни капли жирности, а она его еще водой разбавит, отварит картошки, и так вкусно было. Замечаю, что сейчас вроде все есть, а не вкусно совсем», — говорит Любовь Калиновна.
Куватка стала оживать, когда образовался леспромхоз. Он расположился на другой стороне реки. С деревней было налажено паромное сообщение. В магазине появились доступные продукты. За ними деревенские отправлялись на лодках. Колхоз стал разрастаться: завели свиней, лошадей. Народ в Куватке жил веселый, дружный. Несмотря на тяготы послевоенного времени не забывали про песни. Любовь Калиновна вспоминает, как ездили в поля на работы, а по дороге заводили песни. По вечерам были пляски под гармонь. Вскоре Любовь Калиновна вышла замуж и покинула родительский дом. С мужем она работала и жила в леспромхозе. Заготавливали лес, стягивали его в пучки и сплавляли по реке.
Возвращение в отчий дом
Любовь Оводнева помнит, как пришло известие о строительстве ГЭС и переселении всей деревни. Многие люди не хотели покидать обжитые места. Поля вокруг Куватки были разработанные, плодородные, хлеб рос хорошо. На новом месте пришлось возделывать целину.
Для переселения выделяли лесовозы и плотников, оплата была сдельной. Бригада разбирала дома и возводила их на новом месте. В переселенной новой Куватке образовался совхоз, и наконец-то стали выдавать зарплату деньгами. Молодая семья Оводневых сначала выбрала село Долоново, потом переехала в село Варгалик. Родились и выросли дети.
После ссоры с мужем Любовь Калиновна вернулась в переселенную Куватку, и вот уже 48 лет живет в родительском доме. Супруг скоро тоже перебрался к жене.
«В новой Куватке была завклубом. Это сейчас дом культуры до пяти часов вечера работает. Мы раньше только в это время открывались и до ночи трудились — пели и плясали. Трудно жили, тяжело работали, но были молодые, и нам было интересно жить», — говорит Любовь Калиновна.
Ваше мнение
Для этого надо всего лишь заполнить эту форму: