En+ Group призывает к строительству новых ГЭС
В энергостратегию России должно быть включено строительство новых ГЭС. Такое мнение высказал руководитель энергетического бизнеса En+ Group Михаил Хардиков на одной из сессий «Российской энергетической недели».
Специалисты оценивают гидроэнергетический потенциал России более чем в 800 млрд кВт-ч в год, но при этом считают, что используется он всего на 22 %. Это очень низкий показатель, так как в передовых странах задействуется до 80-95 % возможностей. Там ставят ГЭС на каждом потоке, который способен вращать турбину.
Заместитель министра энергетики РФ Евгений Грабчак отметил, что гидроэнергетический бизнес, состоящий всего из двух компаний, проигрывает в конкуренции за государственное внимание и поддержку другим энергетическим отраслям. Сейчас в более благоприятном положении находятся ТЭС, которые обеспечены выгодными государственными механизмами окупаемости проектов нового строительства и модернизации.
С такой позицией не согласен Михаил Хардиков. Он отметил, что мультипликативный эффект от строительства ГЭС в разы превышает любые гипотетические краткосрочные эффекты от инвестиций в тепловую генерацию, на один вложенный в гидроэнергетику рубль ВВП получает 2,5 рубля.
«Строительство новых ГЭС должно учитываться в энергостратегии. Призываю к тому, чтобы они вошли в стратегию наравне с тепловыми станциями, которых большинство», — заявил руководитель энергетического бизнеса En+ Group.
Сейчас En+ Group устанавливает новое российское оборудование на своих ГЭС в рамках программы «Новая энергия» полностью на рыночных условиях. За счет этого оборудования уже достигла эффекта в виде дополнительной энергии, сопоставимой с выработкой 400-мегаваттной ТЭС.
При этом ГЭС — это не только возобновляемая, но и чистая энергетика, которую можно использовать в целях снижения углеродного следа. En+ Group подтвердила по международной методике экологичность всех своих станций, отметил Михаил Хардиков. Это поможет En+ Group в достижении нулевого баланса парниковых выбросов к 2050 году — цели, установленной в соответствии с принципами, заложенными еще основателем компании Олегом Дерипаской. Так что ГЭС способны играть значительную роль в процессе декарбонизации.
Но строительство ГЭС тормозят большие капитальные затраты и длительные сроки возведения объекта, отметил председатель правления «Системного оператора Единой энергетической системы» Федор Опадчий. Он напомнил, что по консервативным прогнозам, увязанным с низкоуглеродной повесткой, текущая доля ГЭС в выработке электроэнергии в России сохранится до 2050 года. Но при растущем потреблении будут нужны дополнительные 22 ГВт новых станций. Пока запланировано строительство 8 ГЭС и 6 ГАЭС суммарной установленной мощностью 4725 МВт и 6540 МВт соответственно.
Федор Опадчий призвал научиться оценивать комплексный эффект, который дают ГЭС. Ведь он не исчерпывается выработкой электроэнергии и мощности. ГЭС влияют на отсутствие необходимости развития магистральных сетей, как в случае с возобновляемыми источниками энергии (ВИЭ), дают противопаводковый эффект, помогают развивать дорожную сеть, так как плотины станций часто используются как мосты.
«Интеграция ГЭС в энергосистему в отличие от ВИЭ практически не связана с поиском дополнительных источников регулирования баланса и частоты в энергосистеме. ГЭС сами являются источником регулирования, и наличие ГЭС в энергосистеме позволяет достаточно эффективно вводить другие типы генерации, в частности, атомные станции и тем более ВИЭ. Что-то нужно делать со стоимостью капитала, потому что его привлечение на рыночных условиях не укладывается в 100-летний цикл работы станций», — добавил Федор Опадчий.
Он отметил возможную монетизацию вклада ГЭС в снижение выбросов CO2. По его словам, в «длинных» программных документах должны появиться объекты ГЭС и под них — механизмы дешевого финансирования. В конечном счете развитие гидроэнергетики — это вопрос поиска правильной экономической модели, подчеркнул эксперт.
«Роль государства крайне важна, потому что только государство может принять во внимание эффекты соседних отраслей или задачи климатической повестки», — уверен Федор Опадчий.
Ваше мнение
Для этого надо всего лишь заполнить эту форму: