Вне зоны БоГЭС: в Канске встретились наследники «кежемской Атлантиды»
В субботу в Канске (Красноярский край) прошла встреча «кежемского землячества» – тех, кто родился и чьи детство и юность прошли в деревнях и селах, попавших потом в зону затопления Богучанской ГЭС:
– Я родом из деревни Паново Кежемского района. Приезд кежемского землячества всколыхнул воспоминания о детстве, проведенном на берегах Ангары. – говорит Андрей Панов, заместитель директора Канского педагогического колледжа по учебно-производственной работе. – Наше село находилось в 40 километрах от Кежмы.
Встреча с Андреем Петровичем на этом мероприятии лично для меня стала сюрпризом. Оказывается он, как многие из собравшихся, тоже кежемец. Дело в том, что в субботу в центральной городской библиотеке им. А. П. Чехова прошла встреча «кежемского землячества». Конечно, формально, как такового, никакого землячества в Канске нет. Но есть те, и их немало, кто родился и чьи детство и юность прошли в деревнях и селах, попавших потом в зону затопления Богучанской ГЭС.
При наполнении водохранилища переселялось 12,2 тысячи человек из 31 населённого пункта в Красноярском крае и Иркутской области.
Тех деревень больше нет, все они погрузились на дно Богучанского водохранилища. Но жива память. Это и личные воспоминания тех, для кого малая родина теперь Канск, и общее культурное наследие – с говорами и фольклором, песнями и диалектом.
– И ангарцы, и жители Канска – одна общность в том плане, что наши предки осваивали Сибирь, одни ставили на Ангаре деревни и селения, другие – остроги. Так Сибирь стала русской, – говорит Любовь Карнаухова, председатель совета «Кежемское землячество». – В Канск мы ехали с особым волнением, этот город издавна был родной кежмарям, которые всегда ездили сюда и по работе, и по родственным связям. Надеемся, что эта встреча напомнит вам о родине.
– Мы рады встрече, Канск – дом для многих бывших кежемцев, и Родина у нас для всех одна. Все мы – дети «Енисейской Сибири», – сказал Андрей Береснев, глава Канска.
Кежмарями называют выходцев из старожильческого Кежемского района Красноярского края, относящегося к Нижнему (Северному) Приангарью.
После интересных викторин и лекции о диалектах, а главное – после исполненных вживую ангарских песен, сокрушительных по своей красоте, люди могли пообщаться, вспомнить прошлую жизнь, узнать, кто – где, жив ли тот или иной знакомый, родственник, «знали ли вы такого?» и так далее. Конечно, это катастрофа, когда целая небольшая страна со многими деревнями ушла под воду, а семейные кланы и фамилии раскидало по сторонам огромной Сибири и всего государства. До сих пор вспоминают, что люди умирали после того, как покинули родную ангарскую землю, потеряв живую нить с матерью-землей, словно разорвав пуповину, без которой не жить…
«Кежемское землячество» (зарегистрировано в мае 2014 года) создано с целью консолидации и сохранения культурной идентичности русских старожилов Сибири (ангарцев). Членами являются коренные ангарцы (русские старожилы Сибири), а также представители других национальностей – бывшие жители Кежемского района, сменившие место жительства в связи со строительством Богучанской ГЭС и проживающие на территории Красноярского края и в других регионах РФ. После зачистки ангарских сел (2011 год) и пуска первых агрегатов Богучанской ГЭС (2012-год) ангарцы-кежмари утратили свою малую родину.
Встреча эта стала возможной благодаря этнокультурному образовательно-просветительскому проекту «Ангарский маршрут-2». Для бывших ангарцев и горожан подготовлена программа, знакомящая с традициями русских старожилов Сибири: этноурок, земляческая встреча, выступление фольклорного ансамбля «Живая стрАрина», фильм и выставка, мастер-класс (песни, народные игры).
Среди партнеров проекта – Дом дружбы народов Красноярского края, институт филологии и языковой коммуникации Сибирского федерального университета, администрация Кежемского района, Кежемский историко-этнографический музей имени Ю.С. Кулаковой, краеведческий музей Саяногорска.
– Пановы, Брюхановы, Сизых – всё это ангарские фамилии, – рассказал нам Андрей Панов. – Я слушал сегодня эти песни и вспоминал детство, когда мы бегали ребятишками по улицам, а из раскрытых окон в избах разносились такие же голоса и мелодии. Сегодня нам рассказывали про кежемские лодки, рыболовные снасти, как они назывались, а я помню, что такие лодки делали наши деды. В 2010 году всё это ушло под воду, говорят, торчит только верхушка горы. Вот и всё, что осталось.
С 1996 года Игорь Горев ведёт исследовательскую деятельность, направленную на изучение и трансляцию русской традиционной культуры Красноярского края.
Но осталась еще и память. И дружба земляков! Еще говорят, что песни – один из путей к бессмертию в культуре. Так вот, хорошая новость – песни живы.
Игорь Горев, горячий энтузиаст своего дела, художественный руководитель фольклорного ансамбля «Живая стаАрина». Ансамбль создан в 1998 году. Горев рассказал, как он со своими единомышленниками собирает старинные, даже древние песни, а потом дает им новую жизнь.
Это те самые, о которых вспоминает Андрей Петрович спустя десятилетия, и от которых у него и всех остальных в зале библиотеки наворачивались слезы.
Ваше мнение
Для этого надо всего лишь заполнить эту форму: