Богучанская аномалия
"Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет, и выйдет из него одна лишь мука…" Однажды Русгидро, Русал и правительство РФ решили построить в Нижнем Приангарье Богучанскую ГЭС и Богучанский же алюминиевый завод (далее БоГЭС и БоАЗ). Все это было громко названо проектом БЭМО – Богучанское энергометаллургическое объединение, о котором в Красноярском крае не слышал только не имеющий ушей. Но, как водится, гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить.
Трехсторонний инвестиционный проект, да еще и такого масштаба (5 миллиардов долларов), да еще и с участием государства, – штука неустойчивая по определению. Начиная с дележа руководящих должностей и заканчивая вопросами приобретения канцелярских скрепок. Но пока российская экономика переживала период стабильного благодушия, проблемы особо не беспокоили – все трое инвесторов БЭМО аккуратно выделяли средства на строительство, дружно рассказывали о достигнутых успехах и вообще старались не ссориться. И все было бы замечательно, если бы проект удалось закончить до 2008 года, когда в мировой экономике все зашаталось и начало обваливаться.
Первые тучки
Хотя нет, в 2008 году небо над богучанским проектом все еще было безоблачным. Несмотря на беспрецедентный кризис в цветной металлургии, который обрушил цены на алюминий на уровень 80-х годов прошлого века. Но вплоть до начала 2009 года все три соинвестора излучали оптимизм, утверждая, что кризис кризисом, а БЭМО по расписанию. В 2010 году планируется запустить первую очередь БоГЭС и первую серию БоАЗа. Богучанская ГЭС будет давать ток, завод будет давать металл, и вместе они будут давать работу жителям края и налоги краевому бюджету. Потерпеть оставалось всего полтора года.
Но с самого начала 2009 года по плотине прочного, как бетон, союза металлургов, энергетиков и властей пошли первые трещины. Началось все с того, что Русал объявил о намерении отложить ввод в строй алюминиевого завода на пару лет – до 2012 года. Мера вроде бы вынужденная и вполне логичная – потребление алюминия в мире стремительно падает (будем надеяться, до строительства самолетов из фанеры все-таки не дойдет), и лишние полмиллиона тонн богучанского алюминия на рынке будут… действительно лишними. Поэтому Русал предложил строительство завода законсервировать, но по поводу строительства Богучанской ГЭС никаких заявлений не делал. Партнеры по проекту такое поведение соинвестора восприняли стоически и громких заявлений тоже делать не стали. На вопросы журналистов – а на что, собственно, планируется в эти два года тратить вырабатываемую Богучанской ГЭС электроэнергию (не тундру же освещать, чтобы оленям ягель полярной ночью легче искать было) – отвечали, что такие проекты у нас имеются. "В крае уже появились проекты, которые и без алюминиевого завода обеспечат нормальную работу БоГЭС на первом этапе. Наконец-то мы приведем в нормальное состояние энергоснабжение Кодинска, что потребует около 100 МВт. У нас много энергоемких проектов в Мотыгинском и Северо-Енисейском районах. Порядка 130 МВт необходимо будет Богучанскому ЛПК. Кроме того, больше 700 МВт электроэнергии потребуется "солнечному кластеру", так что будем рассматривать и этот вариант" (Сергей Верещагин, министр инвестиционной политики Красноярского края, февраль 2009 года).
Буря мглою небо кроет
На этом все вроде бы успокоилось, и набежавшие в район Нижнего Приангарья тучки были решительно отправлены за горизонт мужественными синоптиками. Однако история только начиналась. То ли Олег Дерипаска, успевший вернуться в кресло гендиректора Русала, узнал за эти 2 месяца что-то новое, то ли изначально собирался резать хвост кошки по частям, но только в апреле в информационном пространстве Красноярска взорвалась настоящая бомба – Русал предложил… отложить ввод в эксплуатацию первой очереди БоГЭС до 2012 года. Причина очевидна – раз алюминиевый завод запустят только через 3 года, а девать электроэнергию все равно некуда (?), то не лучше ли потратиться и приостановить строительство (а на это тоже требуется 6,5 миллиарда рублей в год), чем продолжать закапывать деньги в богучанскую землю, зная, что всходы они дадут не скоро?
Реакция последовала незамедлительно – оба других участника проекта решительно заявили, что первая очередь БоГЭС будет сдана в срок, а Русал, если в это не верит, может выйти из проекта, уступив свое место кому-нибудь более оптимистично настроенному. Но Русал, успевший инвестировать в проект значительные средства и уже начавший строить в Богучанах алюминиевый завод, на такой вариант развития событий оказался не согласен. И предложил… привлечь независимых экспертов, которые дадут трезвую и непредвзятую оценку – имеет смысл строить Богучанскую ГЭС без завода или деньги лучше поберечь. Ситуация в общем понятная – если две стороны не могут прийти к компромиссу, то они могут встретиться в суде и получить независимое решение, обязательное к исполнению. С другой стороны, согласитесь, странно обращаться за советом к соседям, если муж с женой не могут договориться, заканчивать им ремонт на кухне или так пока пожить.
Ситуация между тем стала накаляться. В прессе даже появилась новость о том, что от запуска Богучанской ГЭС в 2010 году так или иначе пострадает все население Красноярского края, потому что из-за избыточных мощностей в энергосистеме вырастут тарифы на электроэнергию для всех, включая пенсионеров и неродившихся младенцев. В логику этого заявления вдаваться не будем, но сам факт его появления свидетельствует о том, что борьба за Богучанскую ГЭС вышла на новый уровень. Ответный ход не заставил себя долго ждать – и тут же о проблемах Русала в крае заговорили как-то все разом, и губернатор на встрече с президентом пожаловался на некоторые системообразующие компании, которые ведут себя несообразно системе… В общем, пошло-поехало.
Завтра будет солнце?
При этом словами партнеры не ограничивались и перешли к делу – Красноярскэнергосбыт (подконтрольный Русгидро) подписал соглашение с Богучанской ГЭС, оптом закупив всю ее будущую энергию до 2029 года. Тем самым сняв вроде бы вопросы о невостребованности этих мегаватт на рынке. Но почти сразу пришло известие, что Русал заблокировал подписание этого договора, объяснив, что в таком формате он не учитывает интересы Богучанского алюминиевого завода, которому придется покупать энергию не у Богучанской ГЭС по одним тарифам, а у энергобсытчиков по другим. По большому счету стороны занялись привычным для себя делом – игрой в экономико-правовые шахматы, в которых обе имеют статус гроссмейстера.
Между тем Русал сделал новый ход и предложил все-таки достроить БоГЭС в срок, раз уж все этого так хотят, но при условии, что Русгидро выделит средства на достройку Богучанского алюминиевого завода (150 миллионов долларов – еще столько же выделит сам Русал), а Богучанская ГЭС заключит 5-летнее соглашение на поставку энергии с Тайшетским алюминиевым заводом, строительство которого ранее тоже было приостановлено Русалом. И этой комбинации Олега Дерипаски можно мысленно поаплодировать, но в Русгидро делать этого, очевидно, не собираются, и их тоже можно понять.
Независимому арбитру в решение конфликта между акционерами БЭМО вступить все-таки придется, но в этой роли выступит государство, пока в лице вице-премьера правительства России Игоря Сечина. Он уже предложил участникам проекта решить вопрос погашения задолженности перед строителями Богучанской ГЭС в срок до 1 мая, и не прислушаться к такому предложению, как вы понимаете, сложно. Внес свою лепту в решение вопроса и Александр Хлопонин, который в свой законный выходной лично отправился в Богучаны и на фоне масштабного строительства еще раз решительно заявил свою позицию: "Нижнее Приангарье для нас является стратегическим проектом, и от того, как мы его реализуем, зависит не только судьба Красноярского края – от этого зависит история развития инвестиций в России. Потому что не только Россия, а все страны пристально смотрят за развитием края: такой сложный проект, как в Богучанах, последние 30 лет в России никто не реализовывал. Проект постройки Богучанской ГЭС, проект по развитию Нижнего Приангарья будут продолжаться. Признано, что срываться с этого проекта, замораживать его обойдется дороже, чем довести дело до конца. Никаких переносов на 2012-2015 годы не будет. Богучанская ГЭС даст первую энергию в декабре 2010 года".
Ну, дай-то бог. Мы же закончим тем, с чего и начинали, – басней Крылова, известной все еще со школьной скамьи: "Кто виноват из них, кто прав, – судить не нам; / Да только воз и ныне там". Хочется верить, что за без малого 200 лет, которые прошли со времени появления на свет этой басни, в мире многое изменилось, и жители не только Красноярского края, но и всех стран еще увидят, как побегут богучанские мегаватты по проводам в разные концы Сибири на радость всему прогрессивному человечеству.
Олег Володин, "Вечерний Красноярск", 22.04.2009
Ваше мнение
Для этого надо всего лишь заполнить эту форму: