Реки – источник жизни, а не электричества
Фото нашей Ангары... Нажми

Отчет En+ Group и Байкал в параллельной реальности

Хочется спросить в самой мягкой формулировке: в какой параллельной реальности живёт группа компаний En+, если будучи ответственной за регулирование водного режима озера Байкал, физически осуществляемого посредством Иркутского гидроузла, она в своём Отчёте об экологических, социальных и управленческих рисках пишет столь очевидную ложь, прямо противоположную современной реальности?

Энерго-металлургическая корпорация Дерипаски En+ Group опять прогремела на всю страну в ходе слушаний по комплексным разрешениям на загрязнение окружающей среды для алюминиевого завода в городе Красноярске. Разъярённые жители окрестных районов пришли сорвать срежиссированные общественные слушания, так как не захотели молча наблюдать как корпорация пытается ещё на семь лет получить у государства индульгенцию на их отравление токсичными выбросами КрАЗа.

Жителям непонятно, на каком основании правительство России много лет разрешает компании расширять производство с увеличением опасных выбросов взамен на пустопорожние обещания Русала когда-нибудь перейти на самые чистые технологии. Баснословные прибыли компании, рост которых не подорвали даже санкции, вполне позволяют сначала вложиться в приведение ситуации в соответствие с нормами предельно допустимых концентраций (ПДК), а уж потом расширять уже модернизированное производство. Если же государство опять пойдёт на поводу у компании и разрешит продолжить сверхнормативные выбросы, то компания продолжить перерабатывать здоровье сибирских людей и рек в чушки “зелёного алюминия”, столь ценимые на международных рынках.

Отношение к десятилетиями отравляемому населению сполна выражает “Отчёт об устойчивом развитии Группы En+” с предисловием председателя Совета директоров Группы En+ лорда Баркера, изданный пока только на английском языке для уважаемых инвесторов, специально написан так чтобы не поранить их – западных инвесторов – чувства.

В самом Отчёте упор сделан на снижение выбросов углекислого газа, а про наиболее токсичные соединения фтора можно найти только три слова и две цифры в табличном приложении мелким шрифтом. О выбросах загрязняющих веществ сказано, что компания неуклонно их снижает, но из предложенной статистики следует что они растут. Про обусловленные производством заболевания местных жителей, ну, например, рак, в отчёте нет информации, а главным профессиональным заболеванием персонала компании символично объявлена тугоухость. За весь штат не скажу, но у высшего управленческого звена Группы это, вероятно, давнее хроническое заболевание. В отчёте со сдержанным оптимизмом обещают уменьшить процент работников с тугоухостью. Надеемся, что начнут с Баркера и его топ-менеджеров.

Отчёт поёт дифирамбы о приверженности компании “целям устойчивого развития ООН”, но не содержит достоверной информации позволяющей количественно оценить воздействие компании на природу и население, например, на экосистемы крупнейших рек Сибири, зарегулированных плотинами ГЭС компании.

В качестве положительной подвижки компания наконец-то впрямую пишет о своём негативном воздействии на экосистему Байкала и необходимость его снижения, ибо “Защита озера Байкал имеет очень важное значение для En+ Group”.

Однако этот благой лозунг полностью дискредитируется попыткой и тут выдать желаемое за действительное. В отчёте En+ написано, что компания неукоснительно соблюдает водный режим, предписанный Ангаро-Енисейским бассейновым управлением (то есть выполняет законы РФ). А далее сказано: “Согласно действующему постановлению правительства, которое будет действовать до 2020 года, уровень воды в озере может колебаться в пределах одного метра. Этот лимит был установлен после тщательных исследований, проведённых в 2016 году Институтом водных проблем Российской академии наук (РАН) для оценки воздействия изменений уровня воды в озере на экосистему Байкала“. Мёд бы вашими устами пить…

Но в действительности все обстоит прямо противоположным образом. Сейчас действует постановление правительства от 27 декабря 2017 года №1667, которое приостанавливает до 1 января 2021 года действие постановления №234 (то есть требование соблюдать метровый диапазон) и вместо этого разрешает колебать уровень озера чуть не на два с половиной метра. И обосновал это вышеуказанный институт, не удосуживаясь сбором достоверных данных о воздействии таких колебаний на экосистему озера.

Если кто мне не верит, то посмотрите решения Комитета Конвенции по Всемирному наследию от 2018 года, в котором он жёстко требует от России срочно провести оценку воздействий нового режима колебаний уровня на экосистему озера.

Хочется спросить в самой мягкой формулировке: в какой параллельной реальности живёт группа компаний En+, если будучи ответственной за регулирование водного режима озера Байкал, физически осуществляемого посредством Иркутского гидроузла, она в своём Отчёте об экологических, социальных и управленческих рисках пишет столь очевидную ложь, прямо противоположную современной реальности?

Наша версия, что компании и её консультантам при составлении этого отчёта было совершенно начихать на реальность. Задача En+ – выглядеть добронамеренным и прогрессивным бизнесом в глазах существующих и потенциальных акционеров. А что там происходит в действительности с озером Байкал или населением прилегающих к алюминиевому заводу районов, не имеет отношения к задачам этой “отчётности об устойчивом развитии”.

С момента выхода из под санкций США En+ Group рассказывает каждому встречному и поперечному, что она осознала ошибки прошлого и встала на путь исправления и устойчивого развития. Изложенные выше факты заставляют подозревать, что, встав на этот путь, компания бодро шагает на месте.

Евгений Симонов,
координатор международной экологической коалиции “Реки без границ”

Ваше мнение

Оставьте свое мнение

Для этого надо всего лишь заполнить эту форму:

В связи со спам-атакой все комментарии со ссылками автоматически отправляются на модерацию. Разрешенный HTML-код: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>