О необходимости выполнения решений Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО в отношении объекта Всемирного наследия “Озеро Байкал”
РЕКОМЕНДАЦИИ
Совета при Президенте Российской Федерации
по развитию гражданского общества и правам человека
по итогам 29-го выездного (132-го) заседания
в Иркутской области 25-28 февраля 2019 г.
3. О необходимости выполнения решений Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО в отношении объекта Всемирного наследия “Озеро Байкал”
Объект Всемирного наследия “Озеро Байкал” регулярно является предметом рассмотрения Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО (далее – Комитет). На последней сессии Комитета была выражена серьезная обеспокоенность решением о расширении использования повышенных пределов колебаний между максимальным и минимальным уровнями воды в озере Байкал на 2018–2020 гг., а также информацией о цветении водорослей и сокращении рыбных запасов в озере, о сокращении площади водоохранной зоны озера Байкал[13]. В этой связи России, как стране-участнице Конвенции об охране Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО, были адресованы призывы:
– прекратить вводить дальнейшие изменения пределов колебаний вплоть до того, как воздействия всех существующих правил водопользования и управления в отношении выдающейся универсальной ценности (OUV) объекта будут полностью выявлены в результате полной и всесторонней оценки воздействия на окружающую среду, проведенной в соответствии с Рекомендацией Международного союза охраны природы по оценке воздействия на окружающую среду, касающейся экологической оценки;
– разработать систему экологического мониторинга на всей территории озера Байкал для определения масштабов и причин указанных изменений и мер, необходимых для сохранения экологической целостности объекта;
– представить подробную информацию об изменения в водоохранной зоне Байкала и их возможном воздействии на OUV объекта;
– провести стратегическую экологическую оценку всего гидротехнического комплекса бассейна озера.
Российской стороне надлежит представить Центру всемирного наследия к 1 декабря 2019 г. полную и комплексную оценку воздействий и последствий для OUV объекта всех существующих (и планируемых) документов по управлению водными ресурсами и их использованию. Методически данная задача лучше всего решается путем проведения стратегической экологической оценки управления водными ресурсами бассейна озера Байкал.
Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2017 г. № 1667 на период 2018 – 2020 гг. установлены следующие значения уровня воды в озере Байкал:
– максимальное и минимальное значения в период средней водности – соответственно, 457 и 456 метров (в тихоокеанской системе высот);
– минимальное значение в период малой водности – 455,54 м.;
– максимальное значение в период большой водности – 457,85 м.
Увеличение в 2,5 раза диапазона разрешенных колебаний уровня озера Байкал, установленных ранее действующим постановлением Правительства РФ от 26 марта 2001 г. № 234 (его действие приостановлено до 1 января 2021 г.), в отсутствие должным образом проведенных экологических исследований, является примером ослабления природоохранных нормативов, что привело к указанному решению Комитета.
Отказ России проводить оценку воздействия на окружающую среду в соответствии с рекомендациями Международного союза охраны природы, направленный в начале 2018 г. в Комитет всемирного наследия ЮНЕСКО, может быть охарактеризован как грубое нарушение Конвенции об охране Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.
Возможное окончание маловодной фазы и начало многоводья только усугубляет проблемы. Исторически наибольший экологический и социальный ущерб регулирования уровня озера гидроэнергетиками был нанесен именно во время многоводья, когда неестественно часто заливались и размывались низкие берега и острова на Байкале, провоцируя большое дополнительное поступление питательных веществ, провоцирующих эвтрофикацию озера. Сегодня эти риски многократно усугублены незаконной застройкой пойм в Иркутске, что ограничивает возможности безопасного пропуска паводковых вод через плотину ГЭС, несмотря на то, что это предусмотрено ее проектом. Для срочной адаптации режимов эксплуатации ГЭС к требованиям охраны Байкала и климатическим рискам необходимо провести всестороннюю оценку, которую и требует решение Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО.
Прекращение проекта Всемирного банка, в рамках которого планировалось строительство ГЭС на реке Селенга в Монголии, и необходимость определиться с дальнейшим порядком проведения региональной экологической оценки этих планов предоставляет российской стороне возможность выступить с инициативой преобразования односторонней региональной экологической оценки в совместную стратегическую экологическую оценку управления водными ресурсами и охраной экосистемы Байкала и Селенги, как того требует Комитет всемирного наследия ЮНЕСКО. Это возможно, например, под эгидой двусторонней комиссии по охране окружающей среды и рабочей группы по оценке последствий строительства гидротехнических сооружений. Проведение экологической оценки существующих и планируемых гидротехнических сооружений и системы управления водными ресурсами – важнейшее и актуальнейшее требование Конвенции. Рекомендации по совместной стратегической экологической оценке неоднократно направлялись общественными и научными организациями в органы власти России и Монголии.
Несмотря на создание в Минприроды России Департамента государственной политики и регулирования в области ООПТ и Байкальской природной территории, его функции и полномочия пока не ясны и не разъяснены общественности. План деятельности Департамента в открытом доступе отсутствует, его практическая деятельность на Байкальской природной территории пока также не заметна.
В последние 5 лет угрозы Байкальскому участку всемирного наследия резко обострились, а усилия по их решению часто приводят к обратному результату: попыткам ослабления природоохранных норм. Сокращение водоохранной зоны в 2018 году – яркий пример подобного подхода.
В связи с этим, если в отчете от России в декабре 2019 г. не будет отражено исправление ситуации, существует риск перевода Байкала в Список «Наследие в опасности», что потребует от нашей страны разработки и согласования с Комитетом срочного плана действий по решению выявленных проблем.
Совет полагает, что для того, чтобы предотвратить такой сценарий, следует составить подобный план действий и приступить к его выполнению, отразив это в отчете для Комитета. Важным условием реализации такого плана будет формирование эффективных органов по его реализации.
В связи с изложенным в п. 3 Совет рекомендует:
Правительству Российской Федерации:
– в рамках опережающего применения инструментов Конвенции о трансграничном воздействии на окружающую среду и в соответствии с решением 42 Сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО поручить Минприроды России, Минэнерго России и МИД России согласовать с Монгольской стороной и ЮНЕСКО в 2019 г. план-график проведения совместной трансграничной Стратегической экологической оценки развития энергетики, программ управления водными ресурсами и охраны экосистем озера Байкал и его бассейна, обеспечив участие в ее планировании и осуществлении российских и международных природоохранных организаций и научных учреждений.
Минприроды России и Росводресурсам:
– при разработке новых Правил использования водных ресурсов Иркутского водохранилища (озера Байкал) и Ангарского каскада обеспечить прохождение государственной экологической экспертизы проектов указанных документов.
Правительству Иркутской области:
– во избежание роста рисков, сопряженных с многоводьем, строго пресечь незаконное строительство в пойме р. Ангара. Провести инвентаризацию зданий и сооружений, подлежащих затоплению при пропуске паводка в режиме, предусмотренном проектом Иркутской ГЭС. Совместно с владельцами зданий и сооружений провести комплекс мероприятий по повышению готовности зданий к подтоплению и своевременной эвакуации людей.