Реки – источник жизни, а не электричества
Фото нашей Ангары... Нажми

Монголия может отказаться от двух проектов в бассейне Селенги в пользу третьего

Всемирный банк сворачивает проект «Поддержка инвестиций в развитие горнорудной промышленности» (Mining Infrastructure Investment Support Project, MINIS), связанный со строительством гидротехнических сооружений в монгольской части бассейна Селенги. Срок его реализации истекает 30 сентября 2019 года.

ГЭС «Эгийн-Гол» планируется возвести не в русле Селенги, а на её притоке, в 24 км от устья

«Совершенно определённо можно сказать, что никакого проектирования ГЭС «Шурен» и Орхонского гидроузла в рамках этого проекта не будет, – комментирует российский координатор Международной экологической коалиции «Реки без границ» Александр Колотов. – Это можно, в принципе, расценивать как нашу общую победу, но дело в том, что у нас остаётся обеспокоенность, о которой мы заявили Комитету всемирного наследия ЮНЕСКО».

Проект сам по себе не предполагал вложения в строительство инфраструктуры. Всемирный банк предоставлял Монголии 25 млн долларов исключительно в целях технического содействия. То есть финансировал подготовку различных исследований, в том числе технико-экономических обоснований и оценок воздействия на окружающую среду. Благодаря стандартам организации общественникам из России и Монголии удалось добиться того, чтобы в Иркутской области и Республике Бурятия весной 2017 года были проведены общественные консультации по проекту технического задания на проведение региональной экологической оценки (РЭО) последствий строительства ГЭС «Шурен» на Селенге и создания комплекса водохранилищ на Орхоне.

«Мы считали, что необходим ещё один цикл общественных слушаний проекта техзадания, – отмечает Колотов. – Всемирный банк был с нами не согласен в том, что нужно опять ездить по районам. Поэтому на сайте проекта МИНИС была создана веб-форма для комментариев». Подавать замечания через Интернет можно было до конца прошлого года. Ответы на них так и не были опубликованы, а в начале февраля в плане закупок на сайте проекта появилась информация о том, что конкурс на проведение региональной экологической оценки отменён. «Мы написали запрос, на который нам ответили, что это техническая ошибка, miscommunication, и в течение десяти дней статус закупки изменится на «Активный», – продолжает российский координатор «Рек без границ». – Тогда мы обратились к руководству Всемирного банка, к куратору проекта. И пришёл ответ, что если тендер по региональной экологической оценке будет проведён до 30 сентября 2019 года, то победитель будет выполнять её за пределами проекта МИНИС. Это нас ошарашило, и мы спросили: «А кто вообще будет контролировать этот процесс, если проект будет закрыт?» На это нам ответили, что это предмет дальнейшего обсуждения Всемирного банка и правительства Монголии».

При этом ещё в октябре 2017 года представитель финансовой организации заявил, что та профинансирует работы по оценке влияния на природу только ГЭС «Шурен» и плотины на Орхоне. Потенциальное воздействие гидроэлектростанции «Эгийн-Гол», не входящей в проект МИНИС, изучать не предполагалось. Об этом стало известно в ходе первого заседания российско-монгольской рабочей группы по вопросам, связанным с предполагаемым строительством гидротехнических сооружений в бассейне Селенги. В свою очередь, делегат от Монголии на 42-й сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО, которая проходила летом прошлого года, заверил её участников в том, что в региональной экологической оценке будет учтено и воздействие ГЭС «Эгийн-Гол» на Байкал. «Сейчас МИНИС закрывается, и монгольская сторона может сказать, что договорённости касались только этого проекта, а его больше нет, – опасается Колотов. – У них останется проект Эгийн-Гольской ГЭС, по которому они не связаны никакими обязательствами».

Дальше от Байкала, но мощнее

Степень её потенциального влияния на Селенгу, крупнейший приток Байкала, не так велика, как в случае с Шуренской гидроэлектростанцией. К такому выводу пришли специалисты Иркутского научного центра СО РАН, которые при поддержке коллег из Бурятии в 2017 году провели исследование по оценке воздействия монгольских гидроузлов на российскую часть бассейна реки. Подобное заключение объясняется тем, что ГЭС «Эгийн-Гол» планируется возвести не в русле Селенги, а на её притоке, в 24 км от устья. Вдобавок по первоначальным планам её мощность была ниже, чем предполагаемая отдача гидроэлектростанции «Шурен»: 220 МВт против 315 МВт.

Однако не так давно проектные параметры «Эгийн-Гола» были пересмотрены. По информации с официального сайта государственной компании «ГЭС Эгийн-Гол», предполагаемая мощность станции составляет 315 МВт. На реке планируют соорудить плотину длиной 740 м, высотой 82 м и шириной по гребню 8 м, для чего потребуется почти 2,3 млн кубометров бетона. Площадь водохранилища, согласно тем же расчётам, составит 154,3 кв. км, объём – 5,7 млрд кубометров, или 5,7 кубокилометра.

Затраты на строительство гидроэлектростанции оцениваются в 827,6 млн долларов. Изначально финансирование предполагалось за счёт Экспортно-импортного банка Китая, который выделил Монголии кредит в размере 1 млрд долларов. Но после этого в феврале 2016 года администрация Кабанского района Республики Бурятия при поддержке общественных экологических организаций и Министерства природных ресурсов Республики Бурятия провела общественное обсуждение проектов по гидротехническому строительству, протокол которых был направлен в том числе руководству банка и Министерству земельных и природных ресурсов КНР. А в мае 2016 года вопрос о влиянии станций на экосистему Байкала прозвучал на трёхсторонней встрече президентов России, Китая и Монголии. В итоге средства были направлены на другие инфраструктурные объекты.

Более того, в 2017 году власти КНР исключили проект ГЭС «Эгийн-Гол» из программы «Один пояс – один путь». Тем не менее он включён в недавно утверждённую среднесрочную программу развития энергетики Монголии до 2024 года. К тому же гидроэлектростанция считается первоочередным проектом в освоении потенциала бассейна Селенги – одной из ключевых целей программы. Строительство ГЭС «Эгийн-Гол» мощностью 315 МВт включено и в план действий монгольского правительства на 2016–2020 годы. В качестве источника финансирования в нём указан «льготный правительственный кредит».

«Самое время проявить себя»

Тем временем компания «ГЭС Эгийн-Гол» объявила запрос предложений на оказание консультационных услуг по дополнительному исследованию воздействия станции на биоразнообразие Селенги и Байкала. Из уведомления, размещённого на сайте предприятия, следует, что цель работ заключается в оценке возможного влияния на экосистемы реки и озера во время сооружения и эксплуатации объекта, а также мер по его минимизации. «Консультационные услуги должна оказывать профессиональная консалтинговая фирма или организация, обладающая соответствующим опытом в выполнении подобных работ в соответствии с международными стандартами, – сказано в сообщении. – Она должна привлечь экспертов и исследователей из Монголии и России. Исследование будет проводиться в предполагаемом районе строительства Эгийн-Гольской ГЭС и на трансграничных территориях по течению Селенги».

Предложения принимались до 26 февраля. Результаты конкурса не опубликованы до сих пор. Более того, документации нет и на национальном тендерном портале Монголии. «По неофициальным сведениям, уже есть победитель, который будет проводить детальную оценку воздействия Эгийн-Гольской ГЭС на окружающую среду, – сообщает российский координатор «Рек без границ». – После этого откроется прямая дорога к проектированию и строительству. Позиция нашей коалиции очень проста: давайте исполнять требования Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО в отношении России и Монголии. То есть проведём совместную трансграничную стратегическую экологическую оценку, чтобы российские специалисты имели возможность знакомиться со всеми документами полностью, а не с выжимками и резюме, которые предоставляет монгольская сторона». Поскольку обе страны не подписывали ни одну из международных конвенций, касающихся оценки воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте или участия общественности в решении экологических вопросов, наиболее действенным способом этого добиться является апелляция к Комитету всемирного наследия ЮНЕСКО. «Он до сих пор остаётся авторитетным международным органом и для России, и для Монголии, – резюмирует Колотов. – Сейчас, мне кажется, пришло время проявить себя и межправительственной комиссии, которую возглавляет новый министр природных ресурсов и экологии РФ Дмитрий Кобылкин».

Восточно-Сибирская правда

1 мнение

Оставьте свое мнение

Для этого надо всего лишь заполнить эту форму:

В связи со спам-атакой все комментарии со ссылками автоматически отправляются на модерацию. Разрешенный HTML-код: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>