Алюминий против Байкала
Проблемы у холдинга Олега Дерипаски, занимающегося производством алюминия в Иркутской области, странным образом совпали с нормализацией экологической ситуации на Байкале. Заводы бизнесмена стали потреблять меньше энергии, и тут же уровень Байкала пришел в норму, спирогира пропала из заголовков новостей, лесных пожаров стало заметно меньше, а количество омуля в реках, по словам местных жителей, ощутимо выросло.
Под прессом санкций
В прошлом году «Номер один» уже писал про печальное положение Олега Дерипаски, точнее, его активов, на международной арене. Но тогда мы могли лишь предполагать, чем закончится накал страстей, сложившийся вокруг одной из его компаний под названием En+. К слову, это компания, которая входит в холдинг «Базовый элемент» и контролирует активы Олега Дерипаски в сфере энергетики, цветной металлургии и горнорудной промышленности, а также логистики и стратегически связанных с ними отраслях.
Позже, 6 апреля этого года, наши опасения подтвердились. В этот день США ввели санкции против 24 россиян, в том числе бизнесменов и высокопоставленных чиновников. В их числе Олег Дерипаска и связанные с ним компании, такие как «Русал», холдинги «Базовый элемент», En+ и «Русские машины», «Евросибэнерго», «Группа ГАЗ», инвестиционная компания B-Finance и агрохолдинг «Кубань».
Что значит попасть под санкции? Это значит, что все активы в США будут заморожены, а американцам запретят вести бизнес с этими компаниями. Но рубить с плеча американцы не стали. «Русалу» спустя какое-то время удалось добиться отсрочки до 23 октября этого года. Притормозила процесс и нехватка алюминия в Европе.
«Так, ограничение поставок одного из крупнейших в мире производителей алюминия поставило под угрозу производство на европейских предприятиях — от автомобильных до авиастроительных», – писала Financial Times.
К слову, только одно заявление о введении санкций сильно ударило по стоимости активов Олега Дерипаски. За один день, 6 апреля, он потерял почти миллиард долларов. А бумаги «Русала» потеряли в стоимости больше 70%.
Перед российским бизнесменом поставили ряд условий, на которых минфин США согласен снять с него бремя санкций. Самое главное – Дерипаска должен отказаться от контроля над «Русалом».
Компромиссы и отсрочки
Совсем недавно американцы позволили западным компаниям заключать сделки с компаниями, подконтрольными Олегу Дерипаске. Правда, временно – до 23 октября. И хотя час икс уже ближе, эксперты предполагают, что США пойдет на еще ряд отсрочек, чтобы не ставить под угрозу западный бизнес.
Сам Дерипаска предпринимает меры, которые могли бы свидетельствовать о том, что он готов договариваться. К примеру, он согласился сократить ниже 50% свою долю в крупнейшем акционере «Русала» — компании En+. Сейчас бизнесмен контролирует 48,13% «Русала» через En+, в которой ему принадлежит 66%. С 25 мая Дерипаска покинул совет директоров «Русала». Также в отставку подали семь членов совета директоров, а также гендиректор Александра Бурико. Позднее акционеры избрали новый состав совета директоров.
Как сообщает «ТАСС», доля Дерипаски и членов его семьи в капитале En+ должна быть передана в управление организациям или доверительным управляющим, которых согласует минфин США. Таковы условия снятия санкций.
Правда, по сообщениям РБК, Олег Дерипаска не согласился с выдвинутыми американским минфином условиями вывода алюминиевой компании из-под санкций.
«Условия, выдвигаемые OFAC (отвечающее за применение санкций подразделение Минфина США. — РБК), неприемлемы и лишены экономического смысла, согласиться на них не представляется возможным», – рассказал РБК источник, осведомленный о ситуации на переговорах.
Таким образом, иркутские алюминиевые заводы сейчас испытывают не лучшие времена. Каковы же будут последствия для Бурятии? И как это отразилось на экологии Байкала?
На пороге катастрофы
Все мы помним историю с обмелением Байкала. Уровень воды начал снижаться ниже минимального. Ученые обвинили во всем Иркутскую ГЭС, которая, по их мнению, и «сливала» Байкал. При этом основным потребителем электроэнергии в области были алюминиевые заводы Олега Дерипаски.
Это вызвало серьезную реакцию в обществе, которая в итоге вышла на федеральный уровень и стала одним из поводов ограничить Олега Дерипаску санкциями. К примеру, в конце прошлого года международная экологическая коалиция «Реки без границ» выступила против намерения федерального правительства позволить чиновникам и гидроэнергетикам произвольно изменять уровень воды в озере Байкал в пределах более чем двух метров в интересах водо-, тепло- и энергоснабжения не названных поименно предприятий в нижнем бьефе Иркутской ГЭС. По мнению экологов, такой «слив» Байкала может привести к нарушению Россией недавнего решения Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО в части охраны уникального объекта природного наследия – озера Байкал.
К слову, предельный уровень Байкала составляет 456 метров. В 2016 году он опускался до 455,71 метра, в 2017 – до 455,71 метра.
Одновременно со снижением уровня Байкала стали происходить и другие события и явления, касающиеся экологии озера. Во-первых, это распространение водоросли под названием спирогира, которая буквально захватила озеро. Во-вторых, заметно снизилась популяция омуля, что стало причиной для введения запрета на его вылов. И, в-третьих, вокруг Байкала начали усиленно гореть леса. Объемы лесных пожаров были колоссальны, каждый год в Бурятии из-за этого вводился режим чрезвычайной ситуации.
Санкции в радость
Что же изменилось после того, как аппетиты иркутских алюминиевых заводов поубавились? Давайте взглянем на цифры по уровню Байкала на сегодня. При предельном уровне в 456 метров сегодняшний уровень, по данным Енисейского бассейнового водного управления, – 456,81 метра. То есть по сравнению с предыдущими годами уровень Байкала вырос больше чем на метр.
Во-вторых, этим летом в Бурятии было заметно меньше пожаров. Кто-то скажет, что дело в дождливой погоде. Но эксперты уверяют, что после повышения уровня Байкала, повысился и уровень рек. Скорость воды в реках стала ниже, следовательно, вода начала скапливаться в верховых болотах и тайге. Отсюда больше осадков, да и влажная тайга горит хуже.
До сих пор ничего не слышно о спирогире, которая еще недавно была самым страшным кошмаром для Байкала. Плюс, по слухам, количество омуля в реках, которые впадают в Байкал, на удивление, большое.
Таким образом, Бурятии, судя по всему, не очень выгодно, чтобы Олег Дерипаска и минфин США договорились. Точнее, это невыгодно экологии Бурятии и озера Байкал. Ведь если на одну чашу весов положить экономические интересы крупного бизнесмена, а на вторую – экологическую безопасность объекта всемирного наследия, то перевес будет явно не в пользу «олигарха». А то, что эти две вещи взаимосвязаны, мы уже разобрались.
Между тем, в пресс-службе Иркутского алюминиевого завода газете «Номер один» сообщили следующее:
«На территории Иркутской области сегодня действуют два алюминиевых завода – в Шелехове и Братске. С момента введения санкций в апреле 2018 года ни один из них не снижал объемов потребления электроэнергии. Заводы продолжали и продолжают работать на полную мощность, не снижая объемов выпуска готовой продукции. Таким образом, выводы о том, что улучшение экологической ситуации на Байкале связано со снижением активности алюминиевых заводов Иркутской области в период действия санкций Минфина США, не только поверхностны, но и неверны, – пояснили в пресс-службе шелеховского филиала ПАО «РУСАЛ Братск».
Владимир Пашинюк («Номер один»)
1 мнение
Для этого надо всего лишь заполнить эту форму: