Тува наводит энергомосты, а ученые доказывают вред монгольских ГЭС
Проект #СпасиБайкал опубликовал дайджест основных событий, связанных с темой монгольских ГЭС. В первом выпуске – обзор того, что случилось с начала ноября. А не случилось главного – 21-е заседание Российско-Монгольской межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству, которое вроде как должно было пройти в этом месяце в Иркутске, так и не состоялось.
Уж декабрь близится, а заседания все нет…
На самом деле, изначально заседание было запланировано вообще на октябрь и в Иркутске, по нашим сведениям, к нему все было готово. Тем более что Иркутская область целенаправленно выстраивает взаимовыгодные отношения с Монголией. Пресс-служба Иркутского научного центра СО РАН в опубликованном 18 октября комментарии академика РАН Игоря Бычкова по итогам первого заседания российско-монгольской рабочей группы, созданной «для комплексного рассмотрения вопросов по строительству в Монголии ГЭС на водосборной территории реки Селенга» (оно прошло в Улан-Баторе 2—4 октября), даже написала следующее:
«Сопредседатели рабочей группы предложили создать подгруппу под названием „Научное сопровождение разработки материалов для комплексного рассмотрения вопросов, связанных с планируемым строительством в Монголии ГЭС на водосборной территории реки Селенга“. Планируется, что взаимодействие участников будет более частым, чем общей рабочей группы и это позволит ускорить урегулирование ситуации. Возможно, вопрос о создании научной подгруппы будет поднят во время Межправительственной Российско-Монгольской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству, которая состоится 18—20 октября в Иркутске».
То есть пресс-релиз ИНЦ СО РАН вышел в день, когда в Иркутске якобы уже проходило заседание МПК! Кстати, этот казус на сайте научного центра до сих пор не исправлен.
25 октября правительство Монголии утвердило директиву для делегатов 21-го заседания российско-монгольской МПК. Как сообщило МОНЦАМЭ, само заседание, ранее запланированное на октябрь, пройдет в Иркутске в ноябре (конкретной даты опять не было названо). Видимо, смена президента, а затем и правительства в Монголии по давней традиции парализовала работу чиновничьего аппарата в этой стране. Там всегда так, если меняется власть —на несколько месяцев вся работа встает; потому что вслед за министрами меняются и «средние» кадры.
Но вот и ноябрь на исходе, а насчет даты заседания МПК молчат все — и МОНЦАМЭ, и Минприроды РФ. На портале внешнеэкономической информации указано, что заседание состоится в ноябре—декабре 2017 года в Иркутске. В целом, ничего страшного нет — год назад 20-я МПК собиралась в Улан-Баторе в середине декабря. Но зачем было тогда планировать все на октябрь? Ох уж эта дипломатия!
Баттулга читал Распутина
Иркутский сайт «Прибайкалье» неожиданно перепечатал весеннее интервью с президентом Монголии Халтмаагийном Баттулгой. Неожиданно — потому что интервью было опубликовано еще до того, как Баттулга выиграл президентские выборы. Владимир Бережных, главный редактор издательского проекта «Евразийское обозрение», объяснил в специальной колонке, что это действительно перепечатка — но заново согласованная со спикером уже в новом его статусе. «Мнение Баттулги по заданным ему в этом интервью вопросам с его избранием на пост президента не изменилось», — уточнили Бережных в пресс-службе монгольского президента.
А раз так, то можно вспомнить, что в том интервью будущий президент Монголии весьма развернуто говорил про проекты монгольских ГЭС. Вспоминал «Прощание с Матёрой» Распутина, подчеркивая: «Мы тоже хотим, ради электроэнергии, затопить огромную территорию, но еще не очень хорошо представляем себе, что местные жители получат взамен своих пастбищ!». Если свое мнение Баттулга не изменил, то он до си пор уверен, что «это же надо изучать, и не только с точки зрения экономики и экологии, но и с точки зрения нравственности, духовности!».
«Понятно, нам, чтобы развиваться, нужна дешевая электроэнергия. Нам надо электрифицировать Улан-Баторскую железную дорогу, и строить новые пути сообщения. Но я считаю, что сейчас в этом вопросе нельзя торопиться, а то „наломаем дров“, и в итоге или сделаем страшную экологическую ошибку (и при этом еще полностью рассоримся с Россией!), или останемся экономическим карликом, который полностью зависит от настроения своих соседей. Думаю, что надо взять тайм-аут, создать, как в советские времена, совместный российско-монгольский научный коллектив (например — экспедицию), и еще раз изучить все возможные последствия», — говорил по весне Баттулга. И «если на самом деле строительство ГЭС не приведет к серьезным экологическим последствиям и для Монголии, и для Байкала, то тогда, наверное, надо создавать совместное предприятие, и строить ГЭС. Если же ученые подтвердят — да, действительно будет нанесен непоправимый ущерб и Байкалу, и Монголии, то надо совместно искать альтернативу, в том числе изучать возможность строительства АЭС. Тем более что сырье для атомных электростанций у нас есть».
Ученые защитили исследование
Кстати, про ученых. Иркутская газета «Областная» написала про визит делегации во главе со спикером Законодательного собрания Сергеем Брилкой в Монголию. Оказалось, что и в этом парламентском «визите дружбы»поднималась проблема монгольских ГЭС. По мнению спикера, непростая и болезненная. «Я прямо сказал монгольским коллегам, что не сторонник этого проекта, но окончательное слово за учеными, которые должны взвесить все последствия возведения гидростанции. Главное — не нанести поспешными действиями вред Байкалу», — приводит газета цитату Брилки. Так что иркутский спикер, можно сказать, заочно согласен с Баттулгой.
При этом ученые, на самом деле, уже сказали свое окончательное слово. Именно в ноябре в ИНЦ СО РАН завершили второй этап исследования по оценке возможного воздействия монгольских ГЭС на трансграничный бассейн реки Селенга в границах РФ. Научная работа проводилась ИНЦ СО РАН и Институтом общей и экспериментальной биологии СО РАН (Улан-Удэ) по заказу Центра развития водохозяйственного комплекса (структура Минприроды РФ). Итоги старший научный сотрудник отдела региональных экономических и социальных проблем ИНЦ СО РАН, д.т.н. Вячеслав Никитин презентовал и в Иркутске, и в Москве — и защитил работу.
Ключевой задачей второго этапа НИР стало определение качественных и количественных оценок возможного воздействия монгольских ГЭС на реку Селенга в ее российской части. Ученые установили, что наибольшее воздействие на российскую часть Селенги окажет ГЭС «Шурэн», воздействие ГЭС «Эгийн-Гол» будет более мягким и относительно меньшим по величине. Реализация проект водоотвода «Орхон — Гоби» будет оказывать минимальное воздействие. Но эти выводы не должны успокаивать — ущерб для экосистем Селенги и Байкала будет в любом случае очень серьезный и трудно предсказуемый. «При повышении расходов воды в зимние периоды возможно нарушение созревания байкальского осетра, развития икры байкальского омуля, байкальского сига и других ценных рыб, что приведет к снижению численности популяций. При пониженных расходах воды в весенне-летний период ожидается снижение выживаемости личинок зимне-нерестующих видов рыб, в том числе байкальского омуля. Нарушение естественных режимов затопления прибрежных территорий в вегетационный период приведет к деградации пойменных почв и растительности, что вызовет не только снижение их продуктивности, но и, через систему обратных связей, разрушение водных экосистем», — говорил Никитин.
На заседании Секции госполитики и регулирования в области водных ресурсов НТС Минприроды в Москве ее председатель, директор Института водных проблем РАН и член-корр РАН Виктор Данилов-Данильян отметил смелость иркутских и бурятских коллег, взявшихся за столь тяжелую и во многом политическую тему. Также было отмечено, что теперь у России есть единственное научное исследование, наглядно показывающее негативное воздействие строительства ГЭС в Монголии на экосистему Селенги. Планируется, что итоги НИР будут представлены монгольской стороне как раз на 21-м заседании российско-монгольской МПК.
Буряты последовательны в своем лоббизме
Про альтернативы гидроэнергетике в России тоже не забывают. Бурятия продолжает лоббировать идею спасения Байкала от монгольских ГЭС при помощи Гусиноозерской ГРЭС. В середине ноябре в Улан-Удэ прошел Байкальский региональный инфраструктурный форум, в ходе которого министр по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства республики Сергей Козлов заявил, что Бурятия готова увеличить поставки электроэнергии в Монголию именно за счет расширения возможностей этой станции: «Это поможет решить проблему энергетического дефицита у соседей и избежать экологического ущерба Байкалу».
«За счет дозагрузки Гусиноозерской ГРЭС до предельного уровня можно обеспечить увеличение экспорта в объеме до 3,2 млрд кВт*часов, что превышает выработку ГЭС, планируемых к строительству в Монголии», — уверен министр Козлов. Даже на максимуме объемы экспорта электроэнергии из России в Монголию лишь немногим превышали 400 млн кВт*часов; миллиардов не было никогда. Откуда взял эти цифры господин Козлов — не известно.
На этой неделе глава Бурятии Алексей Цыденов напомнил, что вопрос о поставках электроэнергии из республики в Монголию проработали в Минэнерго РФ (соответствующее поручение президента РФ ведомству было дано в августе в ходе совещания в Танхое). «Минэнерго сделало доклад, что это возможно. И сейчас мы эту работу должны проводить с монгольской стороной. Для нее это решает целый комплекс проблем: во-первых, по сохранению уровня воды Байкала, во-вторых, поставляем электроэнергию в Монголию. Для самой Монголии, это, безусловно, обеспечение энергетической безопасности, отсутствие кредитной нагрузки, если бы они строили у себя ГЭС, и в то же время абсолютно конкурентные ценовые параметры. Даже, если они построят ГЭС, мы можем дать им конкурентные условия», — заявил Цыденов. Это предложение, по мнению главы Бурятии, устраивает всех — и монгольскую, и российскую стороны, и «мы заинтересованы в том, чтобы доработать его до конца».
Экспорт вырос
«Интер РАО» также готово к переговорам с Монголией о поставках электроэнергии с Гусиноозерской ГРЭС. Об этом в ноябре сообщило РИА Новости со ссылкой на пресс-службу компании: «В настоящее время есть техническая возможность существенно нарастить экспорт электроэнергии в Монголию, вопрос лишь в том, что Монголия должна подтвердить потребность в объемах. Мы намерены участвовать в соответствующих переговорах». Проблема в том, что Монголия пока хранит молчание в этом вопросе.
Кстати, по итогам 9 месяцев 2017 года поставки электроэнергии в Монголию уже выросли на рекордные 21,2% — до 288 млн кВт*часов (годом ранее за аналогичный период соседняя страна закупил 237 млн кВт*часов). По данным производственной статистики «ИнтерРАО», это лучшая динамика среди всех экспортных направлений оператора. В предыдущие годы объемы поставок только сокращались, что можно было объяснить ценой: пиковые поставки обходятся дороже, навстречу монголам никто не шел. Но в августе 2017 года глава Минприроды России Сергей Донской неожиданно заявил, что «в результате принятых российской стороной решений, цена покупки мощности для целей поставок в Монголию в 2017 году снизилась, что привело к снижению экспортных цен в контрактах на поставку электроэнергии для монгольских компаний». В ходе общественных слушаний по монгольским ГЭС, которые прошли в марте и мае в Бурятии и Иркутской области, представители монгольской делегации также говорили, что стоимость экспорта упала на 30% (официально никто эти данные не подтверждал). Вот и рост.
Тува и ее стратегия
Проект Стратегии социально-экономического развития Республики Тыва до 2030 года предусматривает реализацию ряда крупных проектов, в том числе создание транспортного коридора в страны Азии через Туву, а также строительство Евро-Азиатского энергетического моста от Саяно-Шушенской ГЭС с поставкой электроэнергии в Монголию и Китай. Этот проект обрадовал экологов из коалиции «Реки без границ», которые последовательно выступают против монгольских ГЭС.
В распоряжении проекта #СпасиБайкал есть письмо российского координатора коалиции Александра Колотова министру экономики Республики Тыва Елене Каратаевой, в котором «Реки без границ» официально поддерживают включение в Стратегию проекта Евро-Азиатского энергомоста. «Считаем, что данный проект может стать хорошей альтернативой предлагаемой Монголией строительству гидроэлектростанций в бассейне Селенги — крупнейшего притока Байкала, уникального объекта Всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Кроме того, строительство Евро-Азиатского энергомоста с его экспортом больших объемов электроэнергии позволит избежать уничтожения экосистем рек Тывы малыми ГЭС (МГЭС на р. Тес-Хем, МГЭС Кызыл-Хая, МГЭС Чал-Кежик, МГЭС на р. Малый Енисей), поскольку часть экспортируемой электроэнергии может быть пущена на местные нужды. Предлагаем Вам выразить в адрес Министерства природных ресурсов и экологии РФ свою заинтересованность в проведении стратегической экологической оценки (СЭО) Байкала и Селенги, в рамках которой и должен рассматриваться вариант строительства Евро-Азиатского энергомоста в качестве альтернативы монгольских ГЭС», — пишет Колотов.
Напомним, экс-глава «Россетей» Олег Бударгин озвучил идею строительства новой ЛЭП 500 кВ из России в Монголию мощностью до 1 ГВт именно в ходе рабочей поездки в Туву в феврале этого года. Маршрут такой ЛЭП, говорили в «Россетях» в августе, может пройти из Хакасии через Туву в Монголию, где позволит объединить изолированные энергорайоны страны в единую энергосистему, а затем вернуться в Россию через Бурятию в Забайкальский край. «Создание новой электросетевой инфраструктуры является перспективным проектом, а предлагаемая линия в будущем может стать частью Большого Азиатского энергокольца, что, с одной стороны, еще больше повысит надежность электроснабжения потребителей, а, с другой, принесет дополнительный доход всем участникам», — говорили в компании. По нашим данным, пока в электросетевом госхолдинге над проектом не работают — ждут официальной заинтересованности от Монголии.
Ваше мнение
Для этого надо всего лишь заполнить эту форму: