«Друзья Байкала» на тропе войны
Ассоциация «Друзья Байкала» провела 8 июня заседание на тему «Угрозы и риски для Байкала: чем может помочь активная позиция общественности?». Модератором заседания стал российский координатор Международной экологической коалиции «Реки без границ» Александр Колотов, а участниками – известные иркутские активисты экологического движения Марина Рихванова (проект «Байкальская экспедиция»), Максим Воронцов, Сергей Солдатов, Елена Творогова и другие.
Действуй локально — решай глобальные проблемы
Открывая встречу, председатель Ассоциации Елена Творогова подвела итоги работы за три весенних месяца 2017 года.
— Поздравляю всех с началом летнего сезона. Многие экологические организации уже в полях, кто-то пока готовится к поездкам. Работать мы начали, работы много, приступим, — сказала Творогова. — Ассоциация — добровольное объединение граждан и организаций, ничем мы друг с другом формально не связаны, поэтому можем сотрудничать независимо от того, у кого какие проекты. Мы сделали два больших дела: первое — участвовали в общественных консультациях по проектам монгольских ГЭС — и надеюсь, что это сыграло свою роль; второе — это проект восстановления степных участков на Малом море. Идея хорошая, всеми поддержана, но когда мы пытались найти методику, оказалось, что на Байкале этим никто никогда не занимался. Кандидат биологических наук Надежда Степанцова посмотрела опыт аналогичных территорий и предложила нам две технологии, которые можно попробовать применить на Байкале. В первые выходные июня мы выехали и на территории гостевого дома «Баяр» провели такую работу. Это было сделано вскладчину: волонтеры от фонда «Подари планете жизнь», транспорт дала компания «Иркутскэнерго», инструмент — Большая Байкальская тропа, проживание и питание — гостевой дом «Баяр». Работа будет продолжена — в сентябре мы сделаем еще один участок, но вообще наша задача разработать максимально эффективную методику, которую можно будет тиражировать всем желающим.
Елена Творогова напомнила, что после завершения общественных консультаций в Россию приехала инспекция Всемирного банка и теперь она проводит встречи с местным населением, чтобы выяснить все претензии жителей Иркутской области и Бурятии к монгольским проектам.
Александр Колотов в докладе на основную тему встречи пересказал все угрозы монгольских проектов ГЭС и перечислил все действия, предпринятые общественными организациями России для их предотвращения. В частности, в октябре 2016 года «Реки без границ» направили официальные письма каждому члену совета директоров Всемирного банка с предупреждением: если тендер на строительство монгольских ГЭС будет объявлен без проведения слушаний в России, последует большой скандал. Коалиция получила официальный ответ с уверениями: объявление тендера было технической ошибкой — и уже в 2017 году (в марте в Бурятии и в мае в Иркутской области) состоялись общественные консультации.
— Негативный результат объясним: жителям России не привели ни одного довода в пользу проекта монгольских ГЭС — одни только минусы. Сейчас работает делегация Всемирного банка, но по нашим сведениям совет директоров уже не будет продлевать еще раз режим «особого контроля»-либо они заявят, что проект их устраивает и не представляет угрозы; либо они назначат внутреннее расследование и признают, что многочисленные нарушения политики банка, накопившиеся за многие годы, требуют решения. Чаще всего, по имеющейся практике, решения принимают в пользу проектов, поэтому нельзя сказать, что история с монгольскими проектами закончилась, — подчеркнул Колотов. — В Бурятии 6 июня зарегистрирована инициативная группа по проведению референдума и если Народный Хурал поддержит, то уже в единый день голосования может состояться такой референдум. По нашему законодательству референдум не может обсуждать вопросы, выходящие за рамки региональной повестки, но сказать Монголии о больших рисках мы сможем.
По мнению Александра Колотова, события вокруг монгольских проектов могут служить примером того, как общественность может переломить ситуацию и сдвинуть позицию государственных органов. Эколог призвал ничего не бояться и активно участвовать в природоохранных проектах. Даже если референдум не состоится, сигнал Всемирному банку уже дан и любой инвестор будет знать, что проект связан с огромными рисками.
Рассмотреть водоросль из космоса
Выступление Марины Рихвановой было посвящено проблеме эвтрофикации (избыточного насыщения воды питательными веществами, вызывающими бурный рост водорослей) Байкала и первым попыткам прекратить приток в озеро фосфатов. «Байкальская экспедиция» в начале 2017 года провела в Иркутской области и Бурятии конкурс идей по утилизации спирогиры, а также организовала очередную поездку в Баргузинский залив, где впервые было зафиксировано разрастание нехарактерных для Байкала водорослей.
— Сейчас мы готовим большую экспедицию, уже почти готов план работ. Будут две части — по воде и на суше, будут мастер-классы для местных жителей о том, что можно делать со спирогирой. Буквально сегодня в очередной раз изготовили 25 листов бумаги, а пока это делали, нашли червя, который жил в массе водорослей и питался ими. Работаем с почвоведами, которые хотят поискать срезы почвы и определить — были в прошлом такие же массовые выбросы водорослей или это новое явление. Будет открыт сайт для общественного мониторинга, люди смогут сами выкладывать сообщения о выбросе водорослей, и мы получим срез того, то происходит, — рассказала Марина Рихванова.
По мнению эколога, пока нельзя сказать как меняется ситуация: где-то водоросли выбрасывает на берег, где-то они опускаются на дно и никто не видит где они. Нужно найти дешевый и действенный способ контроля побережья —например, по анализу снимков из космоса — чтобы точно и вовремя фиксировать разрастание водорослей. Елена Творогова обратила внимание членов Ассоциации на проблему мониторинга: ни один научный институт не может контролировать все побережье на протяжении достаточно долгого времени — в лучшем случае каждую точку на побережье ученые посещают раз в год. Народный мониторинг позволяет решить эту проблему с помощью большого количества волонтеров, которые могут пусть и не оценить, то хотя бы зафиксировать при помощи фотоснимков реальное положение дел.
— Когда заработает сайт — а это будет примерно с 1 июля — мы хотя бы сможем показать это ученым и задать им вопрос: что с этим можно сделать? Ученые очень конкретные люди, мы должны дать им точную информацию, —отметила Елена Творогова.
— В разных районах озера появляются разные водоросли — где-то спирогира, где-то элодея канадская, есть и аномальное разрастание обычных байкальских водорослей. Космоснимки заказаны, когда мы их получим, можно будет начинать анализ, — пояснила Марина Рихванова. — Нам удалось договориться с гидробиологами из Московского университета, они приедут на Байкал и будут работать до конца июля.
Участники Ассоциации решили, что встреча с участниками экспедиции будет полезна для всех и договорились организовать встречу для повторного обсуждения проблемы водорослей.
Не паникуйте раньше времени
Заключительная часть встречи была посвящена китайскому проекту «Шелковый путь» и докладывать вновь выпало Александру Колотову. Он рассказал, что с 2014 года из-за падения курса рубля поток китайских туристов растет на 50–60% в год. Прибайкальские регионы не получили от этого никаких плюсов, потому что китайский туристический бизнес быстро и уверенно захватил лидирующие позиции, оттеснив местных бизнесменов далеко в сторону. Это явление — часть китайской экспансии в сопредельные страны: не самая важная и мощная, но весьма характерная.
Отношение россиян к Китаю характеризуется примером двух петиций против строительства завода по розливу байкальской воды: под каждой из них подписалось не менее 350 тысяч человек менее чем за два месяца. Это говорит о настоящей панике в российском обществе, а вот в китайских СМИ к подобным опасениям относятся с иронией: проект находится на стадии очень отдаленной разработки, строительство точно не начнется в 2017 году и даже разрешений от местных властей пока нет.
Тем не менее, у Китая действительно есть стратегические планы, связанные с проектом «новый Шелковый путь», включающим более 900 проектов в 60 странах мира. Предварительно инвестиции оцениваются в 124 млрд долларов США и для китайской экономики нет иного выхода, как экспансия в сопредельные страны — иначе «инвестиционный пузырь» может лопнуть и пострадают многие предприятия. Чрезмерная зависимость от китайских инвестиций приводит к росту политического влияния КНР, а вскоре — и протестам местного населения (уже случившиеся в Пакистане, на Шри-Ланке и в Киргизии) из-за отсутствия рабочих мест и негативных экологических последствий при строительстве фабрик и заводов по устаревшим технологиям.
В мае 2017 года на саммите «Шелкового пути» в Пекина страны ЕС отказались подписывать очередной пакет двусторонних соглашений, а два десятка неправительственных организаций из разных стран мира выступили с инициативой «Зеленый Шелковый путь». Этот документ предполагает вовлечение местного населения в обсуждение проектов; ответственность финансовых институтов, исполнителей и государственных органов; стратегическую экологическую экспертизу и соблюдение международных социально-экологических стандартов. Сейчас основная работа с этим проектом идет через Азиатский банк инфраструктурных инвестиций и «Фонд Шелкового пути» — представители экологических организаций участвуют в годовых собраниях акционеров, пишут свои замечания и требуют разработать принципы «зеленого финансирования» проектов «Шелкового пути».
По мнению Александра Колотова, у Китая нет задачи заработать денег — китайцы готовы к потере инвестиций, но зато экспортировать свои технологии и включиться в экономику соседних стран. Опыт работы с проектом ГЭС Эгийн-Гол (который планировал финансировать китайский инвестор) показал, что Китай может и отступить под давлением экологов и местного населения — прошло всего семнадцать месяцев с того момента, как китайский Эксим-банк в декабре 2015 года согласился на выделение 1 млрд долларов на ГЭС, до того, как в мае 2017 года было объявлено, что средства пойдут на строительство ЛЭП и моста. Этот пример говорит о том, что Китая не нужно бояться — нужно вести общественный мониторинг проектов и требовать от региональных и федеральных властей проведения экологической экспертизы всех предполагаемых инвестиционных проектов.
Ваше мнение
Для этого надо всего лишь заполнить эту форму: