Монголия: ни ГЭС, ни ЛЭП
«Россети» выступили с предложением построить ВЛ-500 (линия электропередачи (ЛЭП) напряжением 500 кВ) из Хакасии в Бурятию через территорию Монголии в обмен на отказ сопредельного государства от проекта строительства четырёх ГЭС на Селенге и её притоках, которые будут влиять на гидрорежим Байкала. Несмотря на то что в России практически отсутствуют сторонники проекта «монгольских ГЭС», эксперты энергорынка считают предложение «Россетей» непроработанным и малоперспективным.
Решить проблему энергообеспечения горнопромышленного кластера в Монголии можно и другими способами, полагают эксперты.
«Россети» предлагают построить линию электропередачи в Монголию в качестве альтернативы строительству ГЭС и передавать 1 ГВт, заявил глава компании Олег Бударгин.
– Мы считаем, что они (ГЭС. – Прим. ред.) не нужны Монголии. Мы предлагаем построить линию электропередачи ВЛ-500, которая начинается в Хакасии, пройдёт через Тыву по территории Монголии и вернётся к нам по территории Бурятии, – пояснил Олег Бударгин.
По словам главы «Россетей», такое решение позволит не только объединить пять изолированных энергозон Монголии, но и усилить энергетические связи между Сибирью и Дальним Востоком.
В России нет сторонников «монгольских ГЭС»
Проблема «монгольских ГЭС» активно обсуждается в России второй год подряд. Проект развития гидрогенерации для энергоснабжения предприятий горнопромышленного кластера впервые был озвучен Монголией в 2011 году. Власти соседнего государства рассматривают освоение богатых горнорудных месторождений как источник для роста национальной экономики. Актуальный к настоящему моменту проект предполагает строительство четырёх ГЭС в бассейне реки Селенга: «Шурэн» (245 МВт) на самой Селенге, а также «Эгийн-гол» (315 МВт), «Орхон» (100 МВт) и «Чаргайт» (25 МВт) на её притоках. При этом разработчики заявляли, что отпускная цена электричества крупнейшей ГЭС составит $0,09 (5,1 рубля по текущему курсу) за 1 кВт•ч, говорит источник «Перетока», знакомый с деталями проекта.
Селенга является крупнейшей рекой, впадающей в Байкал. Возведение ГЭС на Селенге вызывает беспокойство прежде всего с экологической точки зрения. Тревогу в связи с ситуацией неоднократно выражали и российские власти. Москва заявляла о высоких экологических рисках проекта, считая, что его реализация может привести к постепенному обмелению Байкала. Ситуация обострилась на фоне естественного снижения уровня Байкала в предыдущие годы.
После того как обеспокоенность ситуацией в беседе с руководством КНР высказал президент России Владимир Путин, проблема вышла на новый уровень. Всемирный банк, выделявший средства на разработку технико-экономических обоснований (ТЭО) проектов «Шурэн» и «Орхон», прекратил финансирование. Затем и китайские банки «Эксимбанк» и «Гэджоуба Интернейшнл», обещавшие выделить $1 млрд на строительство крупнейшей станции «Эгийн-гол», приостановили процесс «до урегулирования позиций Москвы и Улан-Батора». По имеющейся информации, позднее зарезервированные средства были направлены на финансирование иных инфраструктурных проектов в рамках монгольского горнорудного кластера.
По договору о трансграничном сотрудничестве Монголия должна согласовывать с Россией строительство ГЭС, которые могут повлиять на экосистему Байкала, отмечали ранее в Минприроды России. Кроме того, по решению 39-й и 40-й сессий Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО Монголии предписано провести и представить на рассмотрение индивидуальные и кумулятивные оценки воздействий на Байкальский участок Всемирного природного наследия планируемых монгольских ГЭС на реках Эг, Орхон и Селенга до того, как предпринимать какие-либо шаги по финансированию и строительству этих гидроузлов, добавляли экологи.
В российских регионах, расположенных на берегах Байкала, были организованы общественные слушания по проекту ГЭС. В Республике Бурятии они уже завершились – местные жители высказались против строительства станций в бассейне Селенги. В Иркутской области мероприятия состоятся в мае, но результат уже сейчас не вызывает никаких сомнений: против выступают экологи, научная общественность, федеральные и региональные власти; проект не нашёл поддержки и среди российских энергетиков. В настоящее время глава Минприроды России Сергей Донской предложил Монголии провести экспертные консультации по комплексной оценке влияния ГЭС в бассейне реки Селенга на экосистему озера Байкал.
ЛЭП без перспектив
Текущее потребление Монголии оценивается в 1 ГВт мощности, оно покрывается в основном за счёт угольной генерации, отметил Олег Бударгин. Позитивный прогноз роста экономики страны предполагает, что в ближайшие годы потребности в энергии удвоятся. Проект ЛЭП-500 из Хакасии позволит покрыть Монголии дефицит в 1 ГВт мощности, добавил глава «Россетей». Впрочем, деталей проекта пока нет: в настоящий момент обсуждаются возможность и технические аспекты, его стоимость будет зависеть от принятых технических решений, сообщил представитель «Россетей».
Строительство ЛЭП из Хакасии, где расположена крупнейшая в России Саяно-Шушенская ГЭС, теоретически могло бы позволить российским энергетикам параллельно закрыть вопрос «запертой мощности» СШГЭС. Её объём до аварии в 2009 году составлял 2 ГВт при общей мощности станции в 6,4 ГВт. Проект «монгольской ЛЭП» не имеет отношения к «запертой» мощности СШГЭС, говорит представитель «Россетей». Стоит отметить, что сейчас на СШГЭС «Русгидро» постепенно решают проблему: модернизация позволяет «расшивать» систему по несколько сот мегаватт ежегодно, через 2–3 года вопрос будет закрыт полностью. Кроме того, разблокировка «запертой» мощности не приведёт к существенному росту выработки. Дополнительная генерация будет возможна только в паводковый период, прирост выработки будет измеряться несущественными процентами. Поэтому покрыть потребности Монголии за счёт «расшивания» СШГЭС не представляется возможным.
В Минэнерго и «Системном операторе» не стали комментировать предложение «Россетей» до получения официальных документов. Впрочем, эксперты уверены, что проект строительства ЛЭП-500 из Хакасии в Бурятию с «заходом» на территорию Монголии малоперспективен как с технической, так и с финансовой точки зрения. При нынешнем технологическом уровне потери энергии в ВЛ-500 протяжённостью не менее 1,7 тысяч км будут неприемлемо большими, говорит один из собеседников. Оценить возможную стоимость создания сквозной ЛЭП через Монголию специалисты тоже не берутся.
– Его даже не с чем сравнить. Последний такой мегапроект пытались реализовать еще в СССР в виде ЛЭП-1150 Урал – Сибирь через Казахстан, – отмечает аналитик Raiffeisenbank Фёдор Корначёв.
Альтернативные варианты
Лишившись поддержки Китая и Всемирного банка в вопросах финансирования, Монголия, находящаяся в предбанкротном состоянии, вряд ли сможет быстро найти деньги на его реализацию. Впрочем, инициаторы проекта строительства ГЭС собирались идти до конца. «Нам важно знать, являемся ли мы независимой страной или марионеткой России и Китая», – заявлял в прошлом году директор проекта Одхуу Дурзее. Он добавлял, что если Монголии не удастся получить кредит у КНР, то страна может обратиться с запросом к Японии, Южной Корее и Норвегии. Но с учётом текущих реалий теперь идея строительства ГЭС в бассейне Селенги выглядит скорее как инструмент политического давления, чем как реальный проект.
Ранее в организации экспортных поставок электроэнергии из Сибири была заинтересована En+ Олега Дерипаски (контролирует «Евросибэнерго» – владельца крупнейшего в Сибири Ангарского каскада ГЭС (через «Иркутскэнерго»), а также Красноярской ГЭС). Представитель En+ от комментариев отказался. Сейчас у энергодивизиона En+ фактически нет излишков энергии в Сибири, так что прежние «желания» потеряли актуальность, говорит источник «Перетока» на рынке. В перспективе прирост выработки будет уходить на Богучанский алюминиевый завод (запущена первая очередь) и на строящийся Тайшетский алюминиевый завод, отмечает он. После смены модели бизнеса центр прибыли был перемещён в алюминиевый дивизион, En+ выгоднее производить больше металла, чем продавать энергию на экспорт, подтверждает Фёдор Корначёв.
Российские экологи полагают, что монголам стоит ориентироваться на современные технологии ВИЭ. «Мы категорически против строительства ГЭС, тем более что у Монголии есть альтернатива – ветро-солнечные станции», – отмечал ранее руководитель энергетической программы «Гринпис Россия» Владимир Чупров. С учётом стремительного развития технологий показатель в 1 ГВт мощности не выглядит недостижимым, проекты организации альтернативной генерации в пустыне Гоби уже существуют. Ещё один вариант – развитие угольной генерации, но он лежит в стороне от основных тенденций в мировой энергетике, активно подталкиваемой к ВИЭ для сокращения парниковых выбросов и снижения иных видов экологического воздействия.
К решению вопроса мог бы подключиться Китай, который сейчас покупает российское электричество на Дальнем Востоке, полагает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. «ЛЭП из Хакасии на фоне монгольских ГЭС выглядит более предпочтительным вариантом, но проще построить ветку ЛЭП из КНР для обеспечения монгольских потребностей и рассмотреть, например, вариант сквозных поставок из России в Китай по имеющимся на Дальнем Востоке линиям, а из китайской энергосистемы – в Монголию», – поясняет он.
Ваше мнение
Для этого надо всего лишь заполнить эту форму: