Речное судоходство в России предлагают финансировать за счет ГЭС
Минэнерго выступило против создания Речного фонда. Министерство подготовило ответ своим коллегам из Минтранса, которые ранее предлагали ввести дополнительные сборы на водопользование для гидроэлектростанций. В Минэнерго считают, что это неминуемо приведет к росту цен на электроэнергию, а также повлечет многомиллиардные убытки по линии «РусГидро» – в частности, затормозит строительство новых ГЭС на Дальнем Востоке.
Идею создания Речного фонда ранее выдвинул заместитель министра транспорта, руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот) Виктор Олерский.
— Наша основная задача — снизить нагрузку на автомобильные дороги. Это можно сделать путем перемещения части грузов на железнодорожный и внутренний водный транспорт. Но это невозможно сделать административными методами, только экономическими. А для этого необходимо привести в порядок инфраструктуру. А на это нужны деньги, — заявил он в конце июня.
На поддержание инфраструктуры внутренних водных путей в удовлетворительном состоянии, по данным Минтранса, нужно больше 20 млрд рублей. В этом году выделяется лишь 13,5 млрд, и такая ситуация повторяется из года в год. Из-за недофинансирования отрасли , протяженность внутренних водных путей в России за последние 25 лет сократилась на 30%.
Финансировать Речной фонд авторы идеи предлагают за счет взимания акцизов и инфраструктурного сбора с гидростанций: речь идет о так называемом «компенсационном платеже», напоминают «Известия».
Однако в Минэнерго считают (в СМИ попала копия письма от имени замминистра энергетики Вячеслава Кравченко), что рост на 4 млрд рублей платы на водопользование со стороны ГЭС приведет к увеличению тарифной нагрузки на население почти на миллиард рублей. Кроме того, водный налог за 10 лет и так вырастет почти в пять раз, если учитывать уровень 2014 года.
— Компании вынуждены будут компенсировать расходы, и это ляжет на плечи потребителей. Генерирующие компании и так демонстрируют минимальные прибыли, — заявляет директор ассоциации «Совет производителей энергии» Игорь Миронов. Его слова приводит «Газета.ру».
Кроме того, добавляет Миронов, введение дополнительного сбора поставит под угрозу инвестпрограммы компаний и сделает проекты по строительству новых ГЭС в России менее привлекательными для инвесторов.
— Повышение водного налога и ставок платы за водопользование ведет к уменьшению источников для инвестиций на предприятиях энергетики, использующих водные ресурсы для выработки электроэнергии. А это, в свою очередь, несет в себе риски невыполнения собственниками генерирующих объектов мероприятий по обеспечению безопасности и надежности энергоснабжения, — уверен он.
В первую очередь это ударит по крупнейшему владельцу ГЭС в стране — компании «РусГидро», прибыль которой сократиться примерно на 3,2 – 3,4 млрд в год. Кроме того, могут пострадать инвестиционные проекты «Евросибэнерго», которая ведет масштабную модернизацию сибирских ГЭС. Помимо всего прочего, повышение водного налога приведет к значительному удорожанию строительства объектов энергетики на Дальнем Востоке.
Между тем, мнения экспертов о том, настолько ли негативным будет влияние после введения компенсационного платежа, разошлись. Председатель совета приморского регионального отделения «Деловая Россия» Алексей Тимченко считает, что появление дополнительных платежей приведет к удорожанию электроэнергии во всей стране.
— Введение дополнительных платежей только усугубит ситуацию. Тарифы на электроэнергию и так достаточно высоки на территории всей России. Особенно на Дальнем Востоке, что негативно влияет на социальную обстановку и тормозит развитие бизнеса. Очевидно, что дополнительные сборы с энергетических компаний будут иметь негативные последствия для потребителя, а точнее, в очередной раз повышение тарифов, ударит по их кошельку. Те энергетические компании, которые, в частности, перераспределяют стоимость энергии на Дальнем Востоке, получат дополнительную нагрузку, которую потом постараются перевыставить покупателям энергии, что приведет к повышению стоимости электроэнергии и в Центральной России.
Второй вариант — энергетические компании будут вынуждены терпеть снижение своей прибыли, что для них, безусловно, невыгодно. Видимо, оптимальная ситуация – это какой-то «средний» вариант, когда, к примеру, энергокомпании не повышают тарифы, а компенсируют такие выпадающие доходы за счет внутренней оптимизации и сокращения непроизводственных расходов, — заявил он.
В то же время директор по экономике Института экономики естественных монополий (ИЭЕМ) РАНХиГС Сергей Репетюк считает, что введение дополнительного платежа за водопользование окажет весьма ограниченное влияние на рост энергетических тарифов.
— ГЭС работают на конкурентном рынке и ценообразование на таком рынке должно, прежде всего, определять баланс спрос-предложение. При введении этого платежа, необходимо учесть вопрос регулирования оптового рынка и наличие механизма, сдерживающего конкуренцию на этом рынке. Влияние таких механизмов сейчас достаточно существенно, поэтому можно сделать вывод о некотором давлении увеличения расходов ГЭС на оптовом рынке.
Здесь больше вопрос не регулирования себестоимости гидроэлектростанций, а максимальное снятие барьеров, сдерживающих влияние конкуренции на ценообразование. В любом случае цену на энерготарифы должна определить конкуренция, которая и отрегулирует баланс между интересами потребителя и производителя, — подчеркнул эксперт в интервью изданию Давыдов.Индекс.
15 августа в Волгограде прошло заседание Госсовета, посвященное проблемам внутреннего судоходства, где снова был рассмотрен вопрос о целесообразности создания Речного фонда, а также другие варианты изыскивания средств на улучшение речного сообщения. Решено, что все предложения будут проработаны в рабочих группах и на уровне министерств, а отчеты с оценкой эффективности каждого из предложенных проектов лягут на стол к президенту России.
Ваше мнение
Для этого надо всего лишь заполнить эту форму: