Риск для Байкала: нашумевший проект монгольской ГЭС обсудили на слушаниях
Над Байкалом нависла новая угроза. Идея строительства Шурэнской ГЭС на Селенге в соседней Монголии продолжает будоражить россиян. Об опасности реализации этого проекта уже не раз говорилось. Однако монгольская сторона от планов так и не отказалась. В Бурятии прошли первые общественные слушания.
Строительство Шурэнской ГЭС на Селенге в соседней Монголии не раз обсуждалось на разных уровнях власти, ученых советах, в СМИ. Все как один уверены: новая электростанция губительно скажется на экологии священного озера, уровень воды упадет еще больше: торфяники уже не потушишь, воды в колодце не наберешь.
Андрей Пермяков: У меня около 300 наказов от жителей Кабанска, все люди против строительства ГЭС.
Сергей Нечкин: У нас в советское время дожди неделями шли. В 2015 году два дождя прошли, чуть землю замочило.
Понятно, что иметь собственный источник электроэнергии куда выгодней, чем закупать за рубежом. Более того, еще в 1976 году советские инженеры провели изыскания и сделали вывод: в бассейне реки Сэлэнгэ можно построить 22 каскадные ГЭС. Но спустя 20 лет Байкал был признан объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. А это совсем другие требования к экономическому освоению водосборной территории священного озера, особенно со стороны кредиторов.
Сергей Шапхаев, директор Бурятского регионального объединения по Байкалу, доцент кафедры «Экологии и безопасность жизнедеятельности» ВСГУТУ:
У Всемирного банка одна из лучших экологических политик, его операционная политика из всех банков, поэтому мы этим воспользовались и указали банку на те нарушения, которые допустил заемщик в лице Правительства Монголии.
Прежде всего, документация должна была быть переведена на русский язык, и на территории России проведены общественные слушания по строительству ГЭС. На публичные слушания, первые из которых прошли в Кабанске, были приглашены и представители Монголии, и Всемирного банка. Ни те, ни другие не приехали.
Александр Лбов, первый заместитель министра природных ресурсов Бурятии:
Есть такое законодательное международное право и российское законодательство, где прописано: презумпция экологической опасности намечаемой деятельности, т.е., имея на руках заключения ученых, позиция министерства и правительства РБ такова: нельзя строить ГЭС в бассейне Селенги.
Российская сторона предлагает изучить альтернативные варианты обеспечения потребностей Монголии в электроэнергии, включая возобновляемые источники. Необходимо создать рабочую группу, сделать грамотное техническое задание, оценить экологическое и социальное воздействие от строительства «Шурэнская» ГЭС». И, возможно, тогда, мнение присутствующих, что строительство ГЭС на Селенге – прямая дорога к гибели Байкала, будет пересмотрено.
Ваше мнение
Для этого надо всего лишь заполнить эту форму: