Монгольские ГЭС на Селенге могут обернуться большой бедой для Байкала
Монголия рассматривает дельту реки Селенга – крупнейшего притока озера Байкал – как стратегический плацдарм для создания национальной гидроэнергетики. Для Байкала это может обернуться большой бедой. Лишившись до 20% притока Селенги, он может окончательно обмелеть.
В 2012 году правительство Российской Федерации приняло Федеральную целевую программу "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы". Основная цель программы – охрана озера Байкал и защита Байкальской природной территории от негативного воздействия антропогенных, техногенных и природных факторов. На эти цели в программе заложены немалые средства.
Ради снижения такой нагрузки было принято решение о закрытии Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, за которое экологи бились почти 60 лет. На территории России охрана озера Байкал осуществляется на основании Федерального Закона и при помощи Федеральных целевых программ. Но дело в том, что водосборная площадь озера простирается и за пределы российской территории. Крупнейший приток Байкала река Селенга, через который в озеро попадает 50% всех вод, берёт начало в Республике Монголия. Её протяженность от истока до впадения в Байкал 870 км, 360 из которых приходится на российскую территорию. Её дельта входит в Центральную охранную зону озера Байкал, объявленного объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Но 55% водосборного бассейна Селенги приходится на территорию Монголии.
В ноябре 2011 года в Улан-Баторе было принято решение о строительстве ГЭС мощностью 300 мегаватт на реке Селенге. А также целого каскада гидроэлектростанций на её притоках. И если соседнее государство рассматривает дельту реки как стратегический плацдарм для создания национальной гидроэнергетики, то для Байкала это может обернуться большой бедой. Лишившись до 20% водных запасов, он может окончательно обмелеть. Вот как комментирует возможные последствия реализации такого плана директор Гринпис России Сергей Цыпленков.
Сергей Цыпленков, директор Гринпис России: "В этом году было заседание сессии Всемирного наследия ЮНЕСКО. И комитет Всемирного наследия выразил серьёзнейшую озабоченность этими планами. Более того, учитывая, что озеро Байкал включено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, – это такая "Нобелевская премия" в области охраны природы, – этот комитет потребовал не начинать строительство до тех пор, пока не будет произведена серьёзная всесторонняя и независимая оценка последствий. А последствия могут быть ужасными, поскольку по планам до 20% стоков Селенги будут изыматься. И это может оказать негативное влияние не только на Байкал, но и на все регионы, которые расположены вниз по течению".
В конце 20 века Байкал вступил в длительный период маловодья, который может продлиться ещё до пяти лет. Ежегодно приток воды в озеро поступает на 10-15% меньше нормы. Поэтому к настоящему времени Байкал сильно обмелел. По данным Министерства по чрезвычайным ситуациям, приток воды в озеро летом и осенью 2014-2015 года составил всего 67% от нормы.
Михаил Крейндлин, руководитель программы по особо охраняемым природным территориям Гринпис России: "Если ещё отнимать 20% стока из Селенги, которая является основным притоком Байкала, это серьёзное воздействие на экосистему вообще Байкала и Байкальской природной территории, включая Забайкальский край, который частично в неё входит. И, собственно, монгольские эксперты, неправительственные эксперты неправительственных организаций тоже очень плотно этим занимаются. Есть такая организация "Реки без границ", мы с ними тесно сотрудничаем, которая включает также и монгольские организации, которые как раз работают по этим направлениям, как раз её эксперты готовят все расчёты, которые были представлены совсем недавно, в начале ноября, в Иркутске на международной конференции "Реки Сибири и Дальнего Востока", где представители Забайкальского края тоже были, и там тоже эти оценки давались".
Более того, существует шестая статья Международной Конвенции, в которой говорится о том, что страны, её подписавшие, не принимают никаких действий, которые могут прямо или косвенно нанести ущерб территории всемирного наследия. В 2015 году на сессии комитета Всемирного наследия были приняты важные решения относительно ситуации со строительством ГЭС на реке Селенга и её притоках на территории Монголии.
Михаил Крейндлин, руководитель программы по особо охраняемым природным территориям Гринпис России: "Монголии предложено представить в ЮНЕСКО оценку воздействия на окружающую среду по каждой гидроэлектростанции. Но, что более важно, и России, и Монголии предложено вместе разработать стратегическую экологическую оценку возможного воздействия не только тех ГЭС, которые строятся, но совокупное воздействие с теми ГЭС, которые уже есть".
В качестве альтернативы строительству гидроэлектростанций существует несколько вариантов, предлагаемых в том числе и российской стороной.
Михаил Крейндлин, руководитель программы по особо охраняемым природным территориям Гринпис России: "Есть очень амбициозный, с нашей точки зрения, очень правильный план, это не проект пока, но план, – "Гоби-ТЭК". Это строительство ветро- и солнечного парка в пустыне Гоби на территории Монголии, который, по расчётам в том числе и монгольских экспертов, может, если он будет создан, превзойти все планы гидростроительства, которые у Монголии есть, вместе с теми ГЭС, которые уже построены. Монголия для этого очень приспособлена в силу природных условий. И, соответственно, если Россия в эту сторону своё влияние применит, как сильный игрок в этом регионе, то это будет существенный вклад и в климатические вещи, и в сохранение климата, и в сохранение объекта Всемирного наследия – озера Байкал, поскольку Россия, включив его в списки объектов Всемирного наследия, взяла на себя ответственность за его сохранность".
Статус объекта всемирного наследия обеспечивает озеру Байкал дополнительные гарантии сохранности и целостности его универсальных комплексов. И всё же очень важно вовремя выступить в его защиту, чтобы не допустить большой беды, которая может случиться, если это время будет упущено.
Байкал – гордость и символ Сибири и России в целом. И поэтому защита "священного озера" – дело чести сибиряков и всех россиян.
1 мнение
Для этого надо всего лишь заполнить эту форму: