Реки – источник жизни, а не электричества
Фото нашей Ангары... Нажми

Иркутский гидроудар по Байкалу

Много лет не утихают споры вокруг возможности изменения уровня воды в Байкале для повышения выработки электроэнергии на ГЭС, расположенных на реках Ангара и Енисей. Для Иркутской области это, бесспорно, большой плюс, но для Бурятии и в целом для экосистемы Байкала – это невосполнимый урон. Разберемся в этом вопросе с эколого-биологической позиции.

Скверные соседи Бурятии

Байкальская рифтовая зона (зона разлома в земной коре) устроена подобно двум ладоням, из которых правая – это плита, на которой находятся Бурятия и Забайкальский край, а вторая, левая (западная), на которой стоит Иркутская область. Расположение плит в вертикальном разрезе напоминает букву «У». Физическое расширение Байкала происходит в результате того, что правая «ладонь» постепенно выдвигается из-под левой. При этом западная плита характеризуется крутыми скатами – на расстоянии всего в десятки метров от берега глубина может достигать более 100 м.

В противоположность западному побережью восточное пологое. Так, в том же Посольском соре (заливе) взрослому человеку нужно идти десятки метров от берега, чтобы найти глубину хотя бы по пояс. Аналогичный плавный перепад характерен для залива Провал, Чивыркуйского залива, акватории Подлеморья, Максимихи, сора Черкалов и других участков восточного побережья Байкала. По западному побережью таких участков очень мало, сосредоточены они преимущественно в проливе Малое море с материковой части острова Ольхон. Поэтому изменение уровня воды на 5-10 см иркутяне не ощутят, тогда как совсем незначительное изменение уровня вод для восточного побережья может привести либо к затоплению, либо обмелению значительных площадей.

Иркутская область, в границы которой входит менее 40% береговой линии и акватории Байкала, относится к озеру-морю потребительски, а подчас и откровенно грабительски. Так, от самой границы с Бурятией, села Выдрино, до Слюдянки по побережью протянулась сплошная промзона с БЦБК во флагмане. Даже посреди Байкало-Ленского государственного заповедника (севернее острова Ольхон) в уникальной бухте Заворотной иркутяне освоили добычу микрокварцита. Не располагая просторными пляжами и участками с хорошим прогревом воды, наши западные соседи стали эксплуатировать рекреационный ресурс Бурятии.

Научный ликбез

В экологии есть понятие «экотон», подразумевающее формирование переходных зон на границе разных природных комплексов. В этих зонах наблюдается явление, получившее название «эффект опушки» (или «эффект Леопольда»), по которому происходит одновременное присутствие организмов, представляющих разные природные комплексы. От этого в экотонах обычно отмечается очень большое видовое разнообразие, численность и биомасса организмов. В Байкале ярким примером экотонов являются именно мелководные участки, где происходит активное взаимодействие байкальских и сибирских организмов.

Не один десяток лет ученые спорят о том, как взаимодействуют между собой байкальский и сибирский природные комплексы. Насколько возможно проникновение сибирских организмов в Байкал, байкальских – в экосистемы сибирского типа, и возможно ли их совместное сосуществование? В ходе многолетних исследований были выявлены интереснейшие явления…

В прибрежной полосе Байкала на участке всего 20×20 м. часто можно наблюдать полную смену сообществ организмов. И если из одного уголка этого полигона одну особь типичного вида организмов перенести на противоположный угол, она там погибнет. К примеру, в месте впадения речки Максимиха, если перенести сибирский ручейник на участок, приближенный к водам Байкала, он погибнет в считанные минуты. Если активно движущиеся формы могут быстро переместиться из зоны риска, то малоподвижные, например, моллюски, оказываются обречены на гибель. Но, что интересно, исконно байкальские организмы часто проявляют способность адаптироваться к нетипичным для них условиям водоемов сибирского типа.

Долгое время ученые решали проблему, связанную с несмешиваемостью эндемичной байкальской и типичной сибирской фауны. Многие виды животных и растений при экспериментах проявляли избегание байкальской воды. В мелководья озера проникло всего лишь несколько видов очень живучих видов, но в глубоководные районы они распространиться не могут из-за своеобразия условий.

Байкал же преподнес сюрприз: исконно эндемичные, прежде обитавшие только в нем виды постепенно проникают в водоемы Сибири и дальше. Основным путем их распространения является, безусловно, Ангара. Уже свыше 100 видов водорослей, беспозвоночных животных, а также рыб распространилось до Енисея. Мелкий байкальский рачок «байкальская амфипода»самостоятельно и при помощи людей за полвека распространился до Онежского и Ладожского озер, а несколько лет назад был массово отмечен в соленых водах в устье Невы! В ряде случаев его проникновение нанесло серьезный урон экосистемам, он вошел в разряд биологических загрязнителей.

Загрязнители Байкала

Проблема биологических загрязнителей также очень злободневна для Байкальского региона. Биологические загрязнители – это виды, которые, проникнув в нетипичные для них условия, легко к ним адаптируются, стремительно размножаются, подавляя, а со временем и полностью вытесняя коренные виды.

В Байкальском регионе – это водное растение элодея канадская и рыба ротан-головешка. Они освоили слабопроточные участки в прибрежной полосе Байкала и устьях рек, затруднив функционирование естественных экосистем в этих участках. Элодея выкачивает из воды целый комплекс микроэлементов, превращает их в соединения, которые уже не способны усваиваться другими организмами. При отмирании ее растительная масса скапливается на дне, создавая мощный слой безжизненной органики, озеро заболачивается. В значительной мере именно элодея способствовала плачевной ситуации на о. Котокель.

Зона повышенного риска

Под особый удар попадают устья всех крупных, средних и малых рек, впадающих в Байкал и имеющих даже небольшие низменные участки в устьях – Турки, Нижней Ангары, Баргузина, Максимихи, Селенги и других. Селенга – река вовсе уникальная. Во первых, это (научно доказано) древнейшая река на планете. Во-вторых, она относится к трансграничным водоемам, водосборный бассейн которой располагается на территории России и Монголии. В лучшие времена эта крупнейшая из артерий водного питания Байкала давала до 52% поверхностного стока вод в озеро. Стремительное снижение водности в водоемах Монголии, сокращение количества водотоков в этой стране привели к тому, что монголы стали отводить часть воды из Селенги для решения собственных хозяйственных нужд. При официально представляемом властями укреплении дружеских отношений с Монголией вопрос сохранения Селенги так и не решается.

На планете всего 7 рек образуют в устье дельту, из них в России – только Волга и Селенга. Дельтовые участки играют огромную роль. Обширная область рассеивания потока воды и, содержащихся в нем загрязняющих веществ приводит к природному очищению вод.

Продолжением Селенги в Байкале является обширное Селенгинское мелководье. Бытует ошибочное мнение, что Байкал чистят мелкие планктонные ракообразные – эпишура. Среди людей, не связанных с наукой, это заблуждение живо до сих пор. Этот миф был развенчан лишь после проведения микробиологических исследований (с середины XX века). Тогда было установлено, что важнейшую роль в очистке воды играют сообщества микроорганизмов – бактерий, мельчайших одноклеточных организмов, обитающих в толще вод и на дне. В Байкале это самые многочисленные существа. Установлено, что в каждом миллилитре, казалось бы, чистейшей байкальской воды (одной тысячной литра, кубик 1см?1см) содержится в среднем порядка 1 млн бактерий, а в 1 грамме илистого грунта – до 100 млн!

В Байкале обитает и умирает несметное количество самых разных организмов, с берегов постоянно поступают загрязнители, с поверхности дна из трещин в некоторых местах просачивается нефть. Бактерии поедают все это. В конечном счете процесс очистки оказывается выгодным и для бактерий, и для очищения воды: бактерии получают необходимую им пищу, а в результате их питания очищается вода. Именно в Селенгинском мелководье, в огромной толще илисто-песчаных грунтов, миллионами лет сносимых Селенгой в Байкал, наблюдается наибольшая концентрация микробных сообществ, служащих очистке байкальских вод. Нарушение функционирования дельты Селенги, изменение естественных природных сообществ спровоцирует цепную реакцию по общей деградации на этом обширном придельтовом участке.

Местные жители отмечают общее снижение водности в разных прибрежных водоемах, источниках. Происходит это в результате массовых вырубок лесов. Корни вырубленных деревьев уже не держат почву, она засыпает поверхностные водотоки и подземные водоносные горизонты. В масштабах Улан-Удэ печальный пример представляет улица Ключевская, когда-то получившая свое название благодаря источникам, бившим из-под земли в располагавшемся здесь лесу. В процессе застройки лес был вырублен, источники засыпало.

Меж тем есть много водоемов, имеющих непрямую связь с Байкалом, а питаемых через грунтовые воды. Любое изменение уровня вод Байкала неизменно приведет к изменению уровня воды в них, усилению заболачивания либо пересыханию, полной смене состава сообществ, наиболее вероятно, – к негативной.

Алексей Левашкевич,
гидробиолог-байкаловед

1 мнение

Оставьте свое мнение

Для этого надо всего лишь заполнить эту форму:

В связи со спам-атакой все комментарии со ссылками автоматически отправляются на модерацию. Разрешенный HTML-код: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>