Байкал и ГЭС: узковедомственный подход доминирует над национальными интересами
В конце мая в Улан-Удэ состоялось очередное заседание Бассейнового совета Ангаро-Байкальского бассейнового округа. Проблема уровневого режима Байкала в связи с работой Ангарского каскада ГЭС нашлась свое отражение в докладе Сергея Шапхаева, директора Бурятского регионального объединения по Байкалу. Доклад был посвящен взаимодействию уполномоченных органов исполнительной власти и общественных организаций при реализации бассейнового принципа управления водным фондом. Приводим текст доклада С.Г. Шапхаева полностью:
В наиболее полном виде бассейновый принцип управления крупными водными экосистемами впервые реализован в России на Байкальской природной территории. Законодательной основой послужили международные соглашения в форме ратифицированных РФ конвенций «О биоразнообразии» и «Об охране культурного и природного наследия», на национальном уровне – федеральный закон «Об охране озера Байкал» и ряд подзаконных нормативных актов к нему, призванных обеспечить международные обязательства России по сохранению уникальных ценностей экосистемы озера Байкал – объекта всемирного природного наследия №754.
Одной из актуальных проблем, потребовавшей тесного взаимодействия заинтересованной общественности и уполномоченных органов исполнительной власти, явилась проблема регулировки уровня воды озера Байкал со стороны ГЭС на Ангаре. Начиная с конца 2012 г. по инициативе общественных организаций при организационной поддержке Правительства Республики Бурятия было проведено три представительных экспертных совещания в г. Улан-Удэ с участием ведущих специалистов Института систем энергетики СО РАН, Лимнологического института СО РАН, Института биологии Иркутского государственного университета, Байкальского института природопользования и Института общей и экспериментальной экологии БНЦ СО РАН, Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления, проектных организаций из Красноярска , представителей группы компаний Еn+, министров природопользования и охраны окружающей среды Иркутской области и Республики Бурятия, представителей Росводресурсов, Ангаро-Байкальского территориального управления Росрыболовства, филиала ФГУП «Госрыбцентр» , Ангаро-Байкальского речного пароходства. В протоколах этих трех рабочих совещаний отражены согласованные экспертные заключения по всему комплексу биолого-экологических и социально-экономических аспектов проблемы. При этом использовался международный опыт решения подобных проблем на озере Онтарио, уровень который регулируется плотинной ГЭС Мозес-Сандерс на реке Святого Лаврентия (объем вырабатываемой электроэнергии сопоставим с с выработкой электроэнергии всего каскада ГЭС на Ангаре). Материалы совещаний размещены на сайте нашей организации и неоднократно рассылались всем заинтересованным сторонам.
В дальнейшем на основе этих экспертных заключений при проведении общественных обсуждений проектов Правил использования водных ресурсов (ПИВР) и Правил технической эксплуатации и благоустройства (ПТЭБ) озера Байкал и Иркутского водохранилища, схем комплексного использования и охраны водных объектов (СКИОВО) и норм допустимого воздействия (НДВ) озера Байкал в течение 2013-2014 гг. общественными организациями были подготовлены замечания и аргументированные предложения в эти проектные материалы, которые были направлены в Енисейское БВУ, администрации Иркутской области и Правительство Республики Бурятия, заказчикам.
К сожалению, основные наши наиболее принципиальные предложения системного характера были заказчиками проигнорированы, и проекты ПИВРов и ПТЭБов не были утверждены, а когда грянуло экстремальное маловодье 2014 г., то чрезвычайную ситуацию в который раз пришлось разрешать в ручном режиме МЧС и Правительству РФ. И дело здесь не межрегиональных противоречиях между Бурятией и Иркутской областью, не в борьбе за снижение тарифов на электроэнергию, а в том, что узковедомственный подход продолжает доминировать над национальными интересами, закрепленными в международных соглашениях.
Остановлюсь только на трех пунктах, которые мы считаем принципиальными.
1. Приоритет сохранения уникальных ценностей экосистемы озера Байкал перед другими видами использования.
Это конституционная норма (ч.4 ст. 15 Конституции РФ), которую любые органы государственной власти обязаны выполнять.
В применении к ПИВР озера Байкал и Иркутского водохранилища это означает, что диспетчерские графики должны обеспечивать в первую очередь сохранение всего спектра условно-естественных колебаний уровня Байкала над новой среднемноголетней отметкой уровня, сформировавшейся после 1962 г. Баланс интересов других водопользователей должны обеспечивать нижележащие после Иркутской ГЭС гидроэлектростанции на Ангаре.
2. Расширить диапазон пропускной способности плотины Иркутской ГЭС до проектных отметок.
Только в этом случае появляется техническая возможность сохранения всего спектра условно-естественных колебаний уровня Байкала, включая экстремально низкие и экстремально высокие уровни, имеющие редкую повторяемость.
3. Разработать и утвердить взаимосвязанную систему биологического и экологического мониторинга за водным режимом и биологическим разнообразием экосистемы Байкала.
Без этого инструмента не будет объективных данных об эффективности тех или иных принимаемых управленческих решений.
Считаем, что при разработке и утверждении Технического задания на НИР по теме «Оценка влияния уровенного режима озера Байкал (Иркутского водохранилища) на его экологическое состояние, анализ нормативно-правовых основ регулирования стока и предложения по ихсовершенствованию» должны быть учтены наши замечания и предложения, поддержанные СО РАН и правительством Республики Бурятия, и отправленные в адрес заказчика.
комментария 4
Для этого надо всего лишь заполнить эту форму: