Богучанская ГЭС: переселение продлили еще на полгода
31 декабря 2013 года должно было завершиться переселение жителей села Кеуль из зоны затопления ложа водохранилища Богучанской ГЭС. Но сроки действия закона №76 «Об отдельных мерах подготовки части Иркутской области к затоплению» не раз продлевались. О том, как складывается ситуация с кеульчанами сегодня, мы попросили рассказать главу поселения Тамару Бобыльскую.
– Закон о переселении вновь продлен до 1 июля 2015 года. Это связано с тем, что не все граждане своевременно оформили документы и не подали их в соответствии с нормами действующего закона о переселении, – поясняет Тамара Иогановна. – На сегодня ведется работа по подготовке таких документов для того, чтобы представить их для заключения договора с уполномоченным государственным органом. В настоящее время в Кеуле зарегистрировано 35 человек, фактически проживает 27.
– Какие вопросы остались еще не решенными?
– Мне приходится разыскивать граждан, за которыми в несовершеннолетнем возрасте было закреплено жилье здесь. Они на данный момент взрослые люди и органы опеки и соцзащиты уже ими не занимаются. Вся трудность в том, что эти граждане в Кеуле не проживают, и родственные связи утеряны. Так в семье С. двое братьев остались сиротами. Один из них сидит в тюрьме. Стоило огромного труда, чтобы приватизировать их квартиру и заключить договор.
В настоящее время идет спор по одному адресу о вступлении в наследство среди родственников. Мать умерла, но дети не вступили в наследство в ее долю. И, хотя, сроки все прошли, надеюсь, что к июню эта проблема разрешится.
На сегодня также идет разбирательство по иску о прекращения права пользования жилым помещением, которое находится в муниципальной собственности. Ситуация такая. Женщина согласилась на предоставление меньшей площади на одного человека. Она в свое время не отыскала брата. Сейчас брат появился и требует квадратные метры. Но так как это жилье было муниципальным и тема эта уже закрыта, данного гражданина необходимо снимать с регистрационного учета. Фактически он в Кеуле не проживал, муниципальное жилье находится в ненадлежащем состоянии. Он был зарегистрирован здесь в школьном возрасте, когда родители были живы. Родители умерли, он из Кеуля выехал, находился в местах лишения свободы. Сестра его не включила в договор на получение жилья. Сама получила жилое помещение с семьей в Усть-Илимске.
Были поданы еще несколько исковых заявлений в суд. Есть положительные решения, есть отказы. В любом случае проблемы по этим адресам сняты.
– Почему вам, в основном, приходится этим заниматься, разве кеульчане сами не заинтересованы в том, чтобы получить новое жилье?
– Сами граждане бездействуют, они ждут, когда за них все решат. Некоторые пишут не обоснованные жалобы, почему им не выделяют жилье. А причина-то в них самих. Есть у некоторых граждан неприватизированное жилье, они живут за пределами Иркутской области. Я их разыскиваю, звоню, спрашиваю, почему они не занимаются приватизацией. Они говорят, что у них нет денег, чтобы ехать в Кеуль. Стараюсь объяснить, что мне нужно проводить сход по упразднению поселения с их участием, так как они состоят на регистрационном учете. Я бы могла этот сход давно провести, но эти люди будут просто забыты. Когда поселение ликвидируется, кому они предъявят иск потом? Правительство области идет нам на встречу, постоянно продлевая закон о переселении, но это не может продолжаться бесконечно, ведь мне, как главе поселения, предстоит еще передача земель, имущества, большая работа по закрытию муниципального образования.
– Кто вам помогает в этом трудоемком деле?
– Я, прежде всего, выхожу на уполномоченного по правам человека в Иркутской области Лукина, консультируюсь со специалистами. Например, Валерий Алексеевич Лукин оказал огромную помощь по установлению контакта с начальником тюрьмы, где отбывает срок лишения свободы гр.С., оформлению доверенности на заключение договора. Также уполномоченный по правам человека подключился и к решению проблемы собак и кошек, оставленных хозяевами.
– Ранее в СМИ говорилось о том, что некоторые кеульчане наотрез отказываются выезжать из родного села.
– На сегодня те, кто был категорически против уезжать, согласились с нормами закона и получили жилые помещения. В принципе проделана огромная работа с людьми. Я ни одного человека в беде не бросила. Есть граждане, которые сами виноваты, что своевременно не оформили документы. К примеру, гражданка Г. пишет во все инстанции жалобы, почему ей до сих пор не выделено жилое помещение. Она в Кеуле практически больше 10 лет не поживает. С предыдущим главой поселка женщина договор соцнайма не заключила. Когда я вступила в должность, я с ней заключила договор соцнайма, но данный договор был заключен после вступления в силу закона о переселении. На сегодня эта норма утрачивает право получения жилого помещения.
– Известно, что в дополнение к областному закону №76 было принято около 40 поправок. Можно сказать, что это заслуга инициативной группы, которая до сих пор продолжает свою работу?
– Безусловно, если бы не инициативная группа, был бы сценарий Красноярского края. Давно бы выселили всех силовыми методами. Первоначально сколько бы собрания не проводились, ничего не решалось, только одни обещания. У 97 процентов граждан не были оформлены в собственность надворные строения, гаражи, земля. Пришлось в пожарном порядке заниматься оформлением земельных участков в собственность. Как мне тогда сказал в шутку первый заместитель председателя правительства Владимир Пашков: «Люди уже дошли до того, что оформляют собачьи будки и кошачьи норки». А ведь все это сельчане поучили в наследство по переселению. В свое время село Кеуль было построено для переселенцев из деревень Едарма, Ката, Тушама, старый Кеуль. Дома и хозпостройки возводились сразу же. Многие ничего не строили, но компенсацию получили за них. И за лишние квадратные метры получили хорошую компенсацию, которая не предусматривалась в первоначальном законе. Многие уехали с миллионами.
Благодаря инициативной группе и СМИ была также решена проблема перезахоронения кеульского кладбища.
Открытие детского сада и поликлиники в микрорайоне «Луговом» в Иркутске, куда переехали кеульчане – это тоже заслуга инициативной группы. Лечебное учреждение планировали построить в Марково. Пришлось встретиться с губернатором. После этого пришел ответ от Сергея Ерощенко, что поликлиника будет строиться в ЖК «Луговое». С 16 февраля здесь уже начал прием детский врач. Стоит сказать, что заведующей новым детским садом стала председатель инициативной группы села Кеуль Ирина Васильевна Усольцева. Большая часть персонала дошкольного учреждения – кеульчане, и сад посещают около 50 наших малышей.
– Насколько известно обещали здесь заложить и школу.
– Да, такая тема была, но этот вопрос пока никто не продвигает. Хотя в «Луговом» на сегодня детей только дошкольного возраста уже более 500. Поэтому считаю, что уже сейчас надо заниматься отводом земли под строительство школы. Я планирую вскоре встречу с губернатором по вопросам санитарной очистки и строительству школы в ЖК «Луговое». Пока детей возят автобусы в школу в соседнее село Марково.
– Не секрет, что жилье для переселенцев из зоны затопления строилось в сжатые сроки. Не было жалоб на качество жилых строений?
– Вначале были жалобы по новому жилью, но они оперативно решались. Единственное – мне пришлось обратиться к Валерию Лукину и мэру Усть-Илимска с просьбой установить в квартирах стационарные телефоны. Большинство переселенцев – люди пожилого возраста, многие живут в одиночестве, и они не всегда могут положить деньги на мобильный телефон. Пока этот вопрос не решен.
– Знаю, что в прошлом году, переехавшие из Кеуля в Усть-Илимск ветераны Великой Отечественной войны, труженики тыла были очень обижены на местную городскую власть за то, что их никто не поздравил с Днем Победы и не предложил на 9 Мая отвезти к обелиску погибших земляков.
– Да, такой факт имел место. Возможно, городские власти не успели сориентироваться, что ряды устьилимцев пополнились. Будем надеяться, что такого больше не повторится. Понимаете, наши старики проводят сравнение, как им жилось в Кеуле, какие они были обласканные там, и сейчас – вниманием обделенные. Поэтому городская жизнь для них воспринимается непросто.
– Тамара Иогановна, на ваши женские хрупкие плечи легла, действительно, тяжелая ноша – организовать переселение своих односельчан. Силы, наверное, уже на исходе?
– Эта напряженная работа меня только закалила, и желание продолжать ее – не иссякло. Хотя порой разочаровывалась: сколько не делай, власть все равно плохая. Но минутные слабости остались позади, ведь ты для того здесь, чтобы людям помогать. Я всегда говорю: надо смотреть далеко за горизонт, тогда в нашей жизни мы сможем подходить к решению проблем своевременно, и не будет разочарований в исполнительной власти.
Наталья Иванишина
(«Вестник Усть-Илимского ЛПК»)
Ваше мнение
Для этого надо всего лишь заполнить эту форму: