У ГЭС «Иркутскэнерго» усох Байкал. Или выросли аппетиты
Конец октября 2014 года ознаменовался очередным пассажем от «Иркутскэнерго». В федеральной прессе появилось несколько шокирующих материалов, трагично повествующих о том, что из-за рекордно низкого уровня Байкала резко упала выработка ГЭС Ангарского каскада. Напомним, речь идет об Иркутской ГЭС, Братской ГЭС, Усть-Илимской ГЭС и Богучанской ГЭС.
Компания «Иркутскэнерго» намеревалась понизить уровень Байкала на 20 сантиметров с целью компенсировать потери, но тут поперек энергетических аппетитов встало Минприроды.
По словам энергетиков, объем производства электроэнергии на ГЭС Ангарского каскада упал на 15%. Для компенсации «Иркутскэнерго» было вынуждено задействовать энергию тепловых станций, что привело к росту тарифов. Опять же по словам энергетиков, из-за низкого уровня воды в Байкале «Иркутскэнерго» в 2014 году недовыработает на ГЭС около миллиарда киловатт-часов электроэнергии, что составляет около 700 миллионов рублей упущенной выгоды.
Совершенно очевидно, что эти деньги «Иркутскэнерго» так или иначе возьмет с потребителей, в том числе с населения – за счет повышения тарифов.
Однако при пристальном рассмотрении истерика энергетиков и их поползновения на тарифы кажутся несколько преувеличенными.
Баланс электроэнергии иркутской энергосистемы является избыточным, причем сильно избыточным. Объем избыточной электроэнергии держится в тайне, однако даже по самым скромным прикидкам он составляет нее менее четырех-пяти миллиардов киловатт-часов в год. Упрощенно говоря, ГЭС ангарского каскада вырабатывают энергии больше, чем ее может потребить Иркутская область.
Более того – все ангарские ГЭС имеют существенный неиспользуемый потенциал. Места на ГЭС для новых турбин есть – их не ставят за ненадобностью.
Не следует забывать и о ТЭЦ. Хотя себестоимость электроэнергии, производимой ТЭЦ, ощутимо выше, чем у ГЭС, однако и здесь хватает избыточности. Так, крупные ТЭЦ около Ангарска возводились для бесперебойной поставки энергии для обогащения урана на АЭХК. Однако расчетная мощность этих ТЭЦ базировалась на газодиффузионной методике обогащения урана, требующей огромных затрат энергии. Уже более двадцати лет АЭХК перешел на центрифужную методику обогащения урана, что сделало ангарские ТЭЦ сильно избыточными. А сокращение производства на АЭХК скоро сделает их вообще ненужными.
Девать эту энергию действительно некуда. Экономисты признают, что вся электроэнергия, получаемая в Иркутской области, оказалась «заперта» внутри региона из-за отсутствия магистральных линий электропередач высокой мощности.
Мало кто задумывается о том, какова себестоимость получаемой электроэнергии на ангарских ГЭС. А между тем она не просто маленькая – она микроскопическая. ГЭС практически не нуждается в обслуживании, никаких расходов на топливо нет. Основными составляющими себестоимости энергии ГЭС являются амортизация и заработная плата. В 2013 году себестоимость электроэнергии на сибирских ГЭС колебалась от 10 до 40 копеек.
О чем же щебечут «экономисты» из «Иркутскэнерго»? Конечно, о своем. То есть о Русаловском.
Ведь значительная часть энергии ангарских ГЭС идет на производство алюминия. К примеру, на БрАЗе себестоимость тонны алюминия составляет 1600-1700 долларов, из которых около 25% – это стоимость электроэнергии. В случае, если РУСАЛ начнет покупать электроэнергию у «Иркутскэнерго» по коммерческим ценам, то себестоимость братского алюминия будет выше мировых цен. И РУСАЛ просто обанкротится. Поэтому РУСАЛ получает электроэнергию по демпинговым ценам – благо РУСАЛ и «Иркутскэнерго», по сути, одно и то же.
Понятно, что если одному мощному потребителю отдавать энергию по себестоимости – то так называемую маржу надо все равно на чем-то зарабатывать. Жертвами жадности «Иркутскэнерго» становятся рядовые потребители – население, коммерческие структуры, промышленные производства, не относящиеся к РУСАЛу. Для них цена на электроэнергию существенно выше себестоимости – в разы.
Собственно, «Иркутскэнерго», учитывая избыточность энергии в иркутской системе, могла бы и населению продавать энергию за те же 20 копеек за киловатт. Однако в этом случае чистая прибыль «Иркутскэнерго» ощутимо упала бы. А ведь топ-менеджеры компании не привыкли жить скромно.
На дворе кризис, крупный бизнес зажали санкциями, доллар растет, цены растут следом за ним. А икра на куске хлеба пахнет все так же заманчиво, как и прежде. И у «Иркутскэнерго» есть единственный выход – спешно повышать тарифы. Благо лето было засушливое, и можно придумать вполне правдоподобную причину для этого.
Вернемся в начало статьи. Из-за засушливого лета «Иркутскэнерго» не получит один миллиард киловатт-часов. Избыточность иркутской энергосистемы – не менее пяти миллиардов киловатт-часов. Арифметика жадности проста.
Ваше мнение
Для этого надо всего лишь заполнить эту форму: