В зону затопления Богучанской ГЭС на лето вернулись люди
Вынужденные переселенцы из зоны затопления Богучанской ГЭС боятся новой жизни. В село Кеуль возвращаются переселенцы, которые по программе получили жильё в пригороде Иркутска. Некоторые электронные СМИ утверждают, что люди перед этим продают свои квартиры в областном центре. Но это не так.
– Когда первый дом начали разбирать, вообще ещё в деревне было много народу, это такое безумие было, потом постепенно дошли сюда вот, ну как же так-то.
Заброшенные огороды, разрушенные дома и тоска. В обречённом на затопление селе Кеуль жизнь остановилась.
Наполнение водохранилища Богучанской ГЭС началось в 2012 году. По словам местных жителей, вода заметно прибыла. Еще недавно эти деревья стояли на берегу.
Сейчас там осталось человек 70. Галина Жмурова – директор Дома культуры. Костюмы, фотографии, архивы, которые хранились в ДК – в один момент всё это стало ненужным. Как библиотека и краеведческий музей.
– Получилось, мне нужно было всё это сжигать, я всё это сжигала, я ходила, пела песни и сжигала это всё. Я вот сюда сяду, я смотрю на свой огород, я смотрю и у меня эти воспоминания, я прихожу в ДК, я с ним здороваюсь, это надо пережить все, – говорит жительница с. Кеуль Галина Жмурова.
В 1980-х в Кеуле построили хорошую просторную школу, клуб, дома, огромную ферму. Потом оказалось, место выбрано неудачно, и село нужно переселять снова. Особенно тяжело это принимают старики. Шум Ангары, чаепития из самоваров, общие праздники, рыбалка – замены этому нет. Зоя Жмурова – как героиня произведений Валентина Распутина. Перед отъездом прибрала свою избу, побелила, как на будущую счастливую жизнь.
– Что делать-то в городе, мы же непривычные в городе жить, мы всю жизнь на земле Христовой прожили, всю жизнь на ней прожили. Дом разбирали, я всю ночь не спала, стук такой…. Вот так, моя дорогая, – жительница с. Кеуль Зоя Жмурова.
Многие жители уже покинули свои дома. Обустроились в новых квартирах. В Усть-Илимске, Братске и посёлке Луговом под Иркутском. Недавно в СМИ прошла информация, что кеульцы продали своё жилье и снова вернулись в село. Но это не так. Некоторые просто приехали домой на лето. Говорят, ностальгия.
– Непривычна городская жизнь, было вот здесь – труда не ощущали, руками и огород, и скот держали, и сено косили, а там всё равно руки опущены, душа не лежит к городской жизни, кому-то, может, и лежит она, – говорит житель с. Кеуль Николай Чижов.
Кеульцы говорят, что из села они не уедут до сентября. Пока не выкопают картошку.
Ваше мнение
Для этого надо всего лишь заполнить эту форму: