Максимальное затопление: водохранилище БоГЭС поднимет уровень
Последние переселенцы из поселка Кеуль Усть-Илимского района Иркутской области готовятся покинуть свои родные места перед дальнейшим наполнением ложа водохранилища Богучанской ГЭС. Деревни Ката и Едарма уже окончательно прекратили свое существование. В самом же Усть-Илимске все готово к наполнению до 204-й отметки, а в следующем году не должно быть никаких препятствий к проведению мероприятий по саночистке и берегоукреплению до максимальной проектной отметки 208 метров.
На прошлой неделе здесь побывали сотрудники Енисейского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов и дирекции по подготовке к затоплению ложа водохранилища Богучанской ГЭС, представители исполнительной власти региона. О том, как сегодня идет процесс подготовки ложа к заполнению, рассказывает наш корреспондент.
Новые форматы Кеуля
Жительница поселка Кеуль Зоя Жмурова уже, что называется, сидит на чемоданах в ожидании переезда в УстьИлимск. Там живут все ее родные – сын, две дочери и внуки. За свои 78 лет женщина переживает уже третье переселение. Родилась Зоя Ивановна в деревне Ката, там с 13 лет начала работать дояркой, и, как говорит переселенка, столько воды нет в Ангаре, сколько она надоила молока за свою жизнь. Потом вышла замуж, переехала в Кеуль (не сегодняшний, а старый).
– Родили ребятишек, учили, воспитывали их, а тут сказали переезжать, и мы перебрались в нынешний Кеуль, – вспоминает Зоя Ивановна. – Здесь все началось заново, опять стали отстраиваться, возводить сараи, сеновалы.
Волею судьбы Зое Ивановне в Кеуле выпало жить на улице Богучанской. Одноименная ГЭС и на старости лет вновь ее гонит с обжитого места. Она одна из последних, кто еще остался здесь, остальные дома на Богучанской уже стоят пустыми. Но следы недавнего проживания еще свежи: вот в соседнем доме на печи стоит верба, еще весной здесь, судя по всему, отмечали Пасху. Огромные стопки видеокассет с фильмами так и остались стоять в детской комнате, новая жизнь требует новых форматов.
– Все топят, топят и никак затопить нас не могут, – ворчит хозяйка. – Надо было трассу к нам нормальную сделать, и жили бы здесь дальше, ведь поселокто под воду не уйдет, только часть дороги.
От отметки до отметки
– К сожалению, не все понимают, что попадают в зону затопления. Но некоторых можно оправдать, это уже второе отселение за 30 лет. Чисто психологически очень трудно приехать, обустроиться, воспитать детей и снова уезжать на новое место, – говорит заместитель губернатора Иркутской области Сергей Дубровин.
Вице-губернатор приехал в Усть-Илимск и Усть-Илимский район в составе делегации представителей Енисейского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов и дирекции по подготовке к затоплению ложа водохранилища Богучанской ГЭС. В течение двух дней они осматривали объекты, которым предназначено уйти под воду. В короткие сроки пришлось не только переселить местных жителей, но и провести саночистку и берегоукрепление.
Заместитель руководителя Енисейского бассейнового водного управления Любовь Леонова придирчиво осматривает все объекты, по которым она еще весной делала замечания в адрес дирекции по подготовке к затоплению ложа. Отметка 204. На этом уровне все уже должно быть готово. Но проверяющие замечают в поселке Тушама одиноко стоящий дом. Оказывается, его хозяева строят жилье в новом месте и медлят с переездом.
– Это строение в Тушаме будет убрано в течение полумесяца, и больше никаких препятствий на отметке 204 нет, – заверил руководитель дирекции по подготовке к затоплению ложа водохранилища Богучанской ГЭС Алексей Коротнев.
Осматриваем отметку 208. А вот здесь уже есть проблемы. В черте Усть-Илимска до сих пор не убраны причалы и заправочная станция, изза этого затрудняются работы по сан
очистке и берегоукреплению. Однако эти объекты не находятся в ведении правительства Иркутской области, они принадлежат федеральному ведомству – Службе исполнения наказаний. Главное управление ФСИН предупреждали заблаговременно, но сроки затягиваются.
– Все места, связанные с нашими региональными учреждениями, подготовлены. А вот ГУФСИН, не сделавшее отселение своих причалов, вызывает у нас большое недовольство, прошло достаточно времени, чтобы все закончить, – отметил Сергей Дубровин.
– Из-за этих объектов график постоянно срывается, темпы работ по подготовке ложа неудовлетворительные. И сейчас рассматривается возможность, что следующий этап заполнения будет полностью зависеть от переноса причалов ГУФСИН. Из-за двух объектов сроки сдвинулись практически на год, – посетовала заместитель руководителя Енисейского бассейнового водного управления Любовь Леонова.
Попутно вместе с делегацией заезжаем и на кладбище в поселке Невон. Сюда перенесли деревенские погосты из Кеуля и Тушамы. Говорят, перезахоронение проходило в жуткий мороз, и местные жители беспокоились, что новое кладбище весной размоет. Однако волнение было напрасным: могилы ухожены, где надо, подсыпана земля, ведутся работы по благоустройству, которые должны завершиться к октябрю.
Замечания устранены
На следующий день два катера выдвигаются вниз по течению. На очереди проверка деревень Ката и Едарма. Чем дальше от Кеуля, тем меньше Ангара напоминает реку, течение замедляется, а по берегам видны затопленные деревья и кустарники. Наш капитан Алексей сокрушается, что в этих местах рыбалка оскудеет.
– В этих зарослях теперь только щуке вольготно будет.
Ради эксперимента закинули спиннинг. Весь улов – двух хариусов – по причине малого размера отпускаем обратно в воду.
Вместе с комиссией выходим на берег, вокруг сплошные луга, и не верится, что еще год назад здесь стояла Едарма. От деревни не осталось и малейшего следа, но с точки зрения экологии это хорошо, значит работа по саночистке проведена правильно.
На противоположном берегу аналогичная картина, только здесь находился поселок Ката. Скоро эта территория покроется водой и станет дном Богучанского водохранилища.
– Замечания, которые нами были выданы в мае, устранены с хорошим качеством. Состояние по поселкам Ката, Едарма и Старый Кеуль хорошее, – этими словами Любовь Леонова подвела черту под многолетней историей трех поселений.
На обратном пути, проходя мимо многочисленных островов, покрытых лесами, интересуемся, не создадут ли затопленные деревья угрозу Богучанской ГЭС. Заместитель руководителя Енисейского бассейнового водного управления пояснила, что по требованию СанПина должна проводиться полная лесосводка и лесоочистка, но в 2009 году федеральным правительством было принято решение, что такие работы будут сделаны только на спецучастках, которые мы посетили. Предпринимателям предлагали вырубить весь лес на островах и берегах, но они были согласны выбрать только деловую древесину, а возиться с остальным им показалось невыгодно.
– Но для жителей важнее, как проведена саночистка промышленных объектов. Существует прогноз качества воды – затопленный лес на экологию не повлияет. Конечно, лучше, если бы наше требование – очистить острова от лесов полностью – было выполнено, но теперь, как говорится, нас рассудит время, – поделилась Любовь Леонова.
Жизнь на новом месте
По словам Сергея Дубровина, теперь задача региональных властей и дирекции по подготовке к затоплению ложа водохранилища Богучанской ГЭС – выйти на уровень отметки 208 и начать мероприятия по саночистке на отметках 213–214. Работы по переселению граждан, попадающих в зону затопления, подходят к завершению. Сейчас строится детский сад, отделение поликлиники в поселке Луговое под Иркутском, куда переехало большинство кеульцев, также необходимо помочь им найти работу.
Под переселение попали 1729 человек, 1200 уже переехали в новое жилье.
Осталась только очередь из тех граждан, кто не проживал в затопляемых поселках, а просто был зарегистрирован, но и они все до конца второго квартала следующего года получат новые квартиры и компенсацию за хозяйственные постройки.
Сегодня на основании результатов проверки должно быть принято решение о дальнейшем наполнении ложа Богучанского водохранилища.
1 мнение
Для этого надо всего лишь заполнить эту форму: