Ангарские ГЭС против сибирской старожильческой культуры
Современная история Нижнеилимского района Иркутской области связана со строительством Братской ГЭС и Усть-Илимской ГЭС. По рекам Илим и Ангара было затоплено 50 (пятьдесят) деревень, имеющих самобытную крестьянскую культуру. Сибирская старожильческая культура ушла отсюда в небытие: сначала была гражданская война, потом раскулачивание, большие стройки, куда увозили крестьян прямо из деревень, а затем затопление обширных обжитых земель во время возведения Ангарского каскада ГЭС. Последняя экспедиция этнографов в этот район вернулась без артефактов: когда строили ГЭС, люди, переезжая, брали с собой только необходимое, то, что можно вывезти…
Сведения о материальной культуре быта старожилов Нижнеилимского района собирали иркутские этнографы-фольклористы в ходе экспедиции, совершенной в конце августа. Сотрудники иркутского областного Дома народного творчества расспрашивали местных старожилов о традициях и уникальных предметах быта.
Как рассказала участница экспедиции, ведущий специалист по фольклору и этнографии отдела культуры и народного творчества Лидия Мельникова, исследователи опросили 22 информанта, принадлежащих к старшему поколению. Эксперт отметила: уникальность экспедиции в том, чтобы не только зафиксировать какой-то культурологический факт (сфотографировать или зарисовать артефакт, записать, что он использовался в определенной местности), а попытаться изучить народные традиции с технологической точки зрения. Лидия Мельникова пояснила, что чем удаленнее деревня или поселок от цивилизации, тем чаще жители используют опыт предков и применяют старинные технологии как в изготовлении предметов быта, так и в приготовлении пищи.
Так, в Нижнеилимском районе этнографы нашли так называемые «исподки», или рукавицы. Примечательно, что вязали ее из толстой нити не на спицах, а с помощью одной деревянной или костяной иглы. Изделие за счет этого имеет особое плетение, очень плотную вязку. По словам Лидии Мельниковой, сегодня подобная техника изготовления рукавиц популярна у скандинавов.
В северных районах Приангарья ранее исследователи обнаружили также и особые носки «крипотки», они распространены в Казачинско-Ленском, Киренском, Усть-Кутском и Чунском районах. Изготавливали их из конского волоса – технология вязания была утомительной, так как конский волос плохо поддается скручиванию. Использовали крипотки в морозы, чтобы ноги не мерзли. «Их особенность в том, что эти носки не впитывают влагу. Если человек провалился под лед, то крипотки можно просто как следует отряхнуть, и они снова пригодны для использования», – пояснила Лидия Мельникова. Кстати, по ее словам, сейчас такие носки востребованы на лесозаготовках.
Исследователи в ходе экспедиции изучали особенности старожильческой одежды, и тонкости изготовления ткани и традиционных игрушек (тряпичной куклы), узнавали рецептуру традиционной пищи, предметов быта, промысловой одежды, орудий ловли рыбы.
По словам специалистов, северные территории Иркутской области, к которым относится Нижнеилимский район, являются старожильческими. Многие села и деревни были образованы в начале или середине ХVII века, а основным населением являются сибирские старожилы, которые между собой зовутся «бурундуками».
Современная история района связана со строительством Братской и Усть-Илимской ГЭС. По рекам Илим и Ангара было затоплено 50 деревень, имеющим самобытную крестьянскую культуру. «До сих пор Зарубины, Качины, Пушмины, Коноваловы, Ступины, Куклины вспоминают свои деревни, названные фамилиями прадедов», – отмечают в Доме народного творчества.
«Изучая народную культуру, мы на самом деле изучаем культуру крестьян, которая постепенно ушла в небытие: сначала была Гражданская война, потом раскулачивание, большие стройки, куда увозили крестьян прямо из деревень. Наконец, в 1950-1970-е годы во время возведения Ангарского каскада ГЭС были затоплены обширные обжитые земли», – рассказала Лидия Мельникова.
Она также отметила, что из последней экспедиции не удалось привезти новых экспонатов – они просто не сохранились. «Артефактов осталось очень мало, когда строили ГЭС, люди, переезжая, брали с собой только необходимое, то, что можно вывезти», – пояснила этнограф.
По итогам экспедиции планируется опубликовать публицистический очерк. Собранный материал в течение года будет обрабатываться и впоследствии, возможно, его представят в серии «Фольклор Иркутской области».
Ваше мнение
Для этого надо всего лишь заполнить эту форму: