Богучанская ГЭС и переселение: проблемы продолжаются
Как уже известно, переселение жителей поселков Кеуль и Невон Усть-Илимского района Иркутской области, попадающих в зону затопления ложа водохранилища Богучанской ГЭС, должно завершиться до 1 июля текущего года. Однако много еще остается не решенных вопросов, связанных с переселением. Как рассказал руководитель дирекции по подготовке к затоплению ложа водохранилища Богучанской ГЭС Алексей Коротнев, на сегодня у него в производстве находится более ста обращений граждан.
Мы встретились с Алексеем Коротневым в то время, когда он вел прием жителей Кеуля и Невона, а случается это в Усть-Илимске примерно два раза в месяц. Пока Алексей Анатольевич был занят, с нами пожелали поговорить жители Кеуля. С каким же проблемами они пришли?
Анатолий Беляев:
– В основном все хорошо, но много путаницы получается при оформлении документов. Не могут четко объяснить, что необходимо. Неверная информация отнимает много времени, ведь с Кеуля до Усть-Илима автобус ходит три раза в неделю.
Андрей Поклонов:
– Говорили, что будут в первую очередь перевозить пенсионеров и инвалидов. У меня в Кеуле проживает мать-инвалид, пенсионер. Я там тоже прописан, работаю в Усть-Илимске, снимаю жилье. До сих пор не решена наша судьба. Нет никаких документов, куда нас переселят. Все кормят обещаниями. С улицы, где мама живет, уже почти все выехали. Сейчас, когда полдеревни уехало, мне сказали, что я должен написать заявление о том, чтобы поставить на учет мое имущество и самого себя. Мне это переселение даром не надо, если б деревня жила…
Сергей Климов:
– У меня мать с отцом пенсионеры, инвалиды. Им тоже должны были в первую очередь предоставить жилье. У нас на 116 квадратов прописано 9 человек. Три семьи проживаем. Считаю, что должны нам предоставить три квартиры. Нам предлагают две квартиры: 4-х и 5-ти комнатные. Дети резвятся, родителям покой нужен. Мы уже согласились, чтобы нам дали 2-х, и 4-х комнатную. Тоже нет таких вариантов. Разменивайте, говорят, пятикомнатную, но сами понимаете, что без доплаты такую квартиру не разменяешь. А где брать, эту доплату?
Татьяна Филиппова:
– Мы выписались из Кеуля 18 февраля. Прописались в Усть-Илимске, но до сих пор никакой компенсации не получили. Говорят, наберитесь терпения. Компенсацию вообще не понятно, как дают. Платят тем, кто даже не заключил договор, не выехал, не выписался, не участвовал в жеребьевке квартир, не получил квартиру…
На эти и другие темы состоялся наш разговор с руководителем дирекции по подготовке к затоплению ложа водохранилища Богучанской ГЭС Алексеем Коротневым. По поводу слабой информированности граждан, касающейся оформления документов по переселению, Алексей Анатольевич пояснил:
– Очень многие, кто получают сейчас квартиры, не живут в Кеуле, а там регулярно происходят собрания, существуют инициативные группы в Кеуле и Невоне. Плюс в Кеуле постоянно находится мой гражданско-правой работник. К тому же в село выезжают юристы. Многие знают мой сотовый телефон. Еще не было такого случая, чтобы я кому-нибудь не отвечал или не перезвонил. Также в Усть-Илимске находится обособленный отдел, мой филиал, где постоянно ведется прием граждан.
На проблему Сергея Климова, был получен следующий ответ:
– Люди лукавят. Понимаете, я , конечно, не судья, не могу выносить какие-то решения, но давайте разберемся в ситуации. Они жили, согласно документов, в одном доме площадью 116 квадратных метров. Мы им предоставляем две квартиры четырех- и пятикомнатную. Пятикомнатная – 90 кв.м. четырехкомнатная – 72 кв.м., но они хотят три квартиры и ссылаются на то, живут тремя поколениями, но у меня вопрос: вы же как-то жили до этого? По своим долям они и получат, и второе – решить свои собственные проблемы с помощь государства, мне кажется, это не совсем порядочно.
Разговор зашел еще об одной насущной проблеме – разведенные семьи. Бывшие супруги также обращаются с просьбой предоставить им отдельное жилье. Данное положение дел Алексей Анатольевич расценил следующим образом:
– Это личная ситуация каждого человека. Я понимаю. Люди развелись, но никак не разделили свое имущество, которое до этого было. Таких семей очень много. Бывают ситуации, что в жизни не придумаешь. Но почему за счет государства надо решать личные проблемы? Ну, давайте мы сейчас все разведемся. Существуют же фиктивные браки, значит и фиктивные разводы тоже возможны.
На вопрос о компенсациях, Алексей Коротнев ответил однозначно:
– Люди переселяются, компенсационные выплаты получают в полном объеме.
Также Алексей Анатольевич выразил мнение, что часть обращений переселенцев не имеет под собой реальной почвы:
– Некоторые жалобы связаны с тем, что вводят в заблуждение. Те же недобросовестные юристы, которые пытаются на этом заработать. Они говорят переселенцам не то, что в действительности происходит. Что их обманут, бросят, ничего они не получат. Люди, поддавшись этому, начинают писать во всевозможные инстанции жалобы. Некоторым звоню лично, успокаиваю.
Разумеется, не обошли мы и тему новоселья. Руководитель дирекции по подготовке к затоплению ложа водохранилища Богучанской ГЭС сказал, что из числа переехавших людей в новые дома, особо недовольных нет, однако согласился с тем, что в новых квартирах существуют недоделки, но они оперативно устраняются застройщиком. К тому же гарантия на эти дома 5 лет.
Как же на самом деле живется новоселам? Прямо от Алексея Коротнева мы отправились на улицу Братскую, где построено три новых дома для переселенцев. Алексей Анатольевич с гордостью упомянул, что построены эти дома были всего за четыре месяца. В чем, собственно говоря, мы и убедились.
По адресу ул. Братская 44-2 с февраля проживают супруги Догода. Дома мы застали хозяйку. Ольга Догода встретила нас приветливо и согласилась показать свою новую квартиру. В глаза сразу бросилась трещина во всю центральную стену в зале. Такая же трещина была и ванной. Ольга, нисколько не смущаясь, рассказала, что эту «беду» зашпаклевала она сама. Еще посетовала на то, что часто бывает эклектическое перенапряжение и исчезает горячая вода. В ванной уже прорывало трубу. «Хорошо, – говорит Ольга, – что мы живем на первом этаже». Но это оказались еще не все «прелести» нового жилья. Почему-то ванную комнату и спальню разделяет стена из гипсокартона, где не удержится никакой гвоздь. Изоляция во всей квартире такая, что каждое слово соседей слышно, не говоря о уже о детском плаче. Компенсацию за переезд эта семья получила спустя полтора месяца после обещанного по закону срока, да и то лишь, потому, как выразилась женщина, «бесконечно звонила, беспокоила, заставляла шевелиться» ответственных за переселение лиц. Сегодня Ольгу беспокоит вопрос, как будет с квартплатой, ведь новые дома еще никто не взял на обслуживание, хотя некоторые живут здесь с декабря прошлого года.
В соседнем доме семья Банщиковых только готовилась к переезду и занималась уборкой четырехкомнатной квартиры. Глава семейства Алексей Банщиков рассказал, что прожил в Кеуле 44 года, и, по всей видимости, нелегко будет привыкать к городской суете, найти хорошую работу, ведь двое студентов в семье. В Кеуле Алексей работал школьным водителем и его все устраивало. «Мы не въезжаем, все ждем, когда нам поменяют разбитое стекло, – говорит супруга Алексея Ирина Банщикова, – работы здесь непочатый край еще. Обои вот хочется поменять: так безалаберно их наклеили, но, почему-то говорят, что в течение года, ничего нельзя переделывать».
А вот соседка со второго этажа Татьяна Филиппова сразу решила облагородить новую квартиру, закрыв пластиком сточные трубы, которые находятся почему-то в зале и портят весь вид. Во всех квартирах кухня совмещена с комнатой. Такая планировка вызывает возмущение практически каждого новосела. Особенно испытывают определенные неудобство владельцы однокомнатных квартир.
В тот день на нашем пути попалась лишь одна пожилая пара, которая осталась довольна новым местом жительства. «Хоть под старость лет поживем в тепле и светлее, – сказали супруги, – ведь мы все равно не в состоянии уже делать какой-либо ремонт, и помочь нам некому».
Наталья Иванишина,
специально для "Плотина.Нет!"
Ваше мнение
Для этого надо всего лишь заполнить эту форму: