Богучанская ГЭС: Ангара на двоих
В советский период строительства Богучанской ГЭС на Ангаре (1980-е и начало 1990-х годов) из зоны затопления Богучанского водохранилища (2326 кв. км) отселили 8500 жителей из 12000. Сюда попало 29 населенных пунктов в Красноярском крае и Иркутской области. Оставшееся население начали переселять с возобновлением стройки в 2008 году. При советской власти каждая семья получала новую квартиру и, как вспоминают местные жители, компенсацию "за каждый сарайчик, каждый кустик во дворе". Сейчас – только квартиру.
Стоимость строений, приусадебных хозяйств с животными и земельных участков не компенсируется. После отселения специальные бригады обливают дома и постройки бензином и сжигают дотла. Каменные строения разбивают до основания тяжелой техникой – на дне водохранилища не должно быть преград для судоходства.
Бригады заключенных заканчивают вырубку лесов – древесину сваливают в огромные кучи и тоже сжигают. "Это же собственность государства, как от нее избавиться без разрешения? – разводит руками глава администрации города Кодинск Владимир Говорский. – Должны были срубить, сложить в штабеля и передать лесхозу. Но пока идет процедура оформления, древесина гниет".
Говорский приехал на строительство Богучанской ГЭС в 1978 году, в должности главного инженера СМУ в глухой тайге в 700 км от Красноярска с нуля возводил Кодинск – строил первые общежития строителей, столовые, конторы. По подписанному в 1971 году постановлению ЦК КПСС и Совмина СССР эта гигантская электростанция должна была стать первым и главным объектом промышленного развития Нижнего Приангарья. "Рядом должны были быть построены алюминиевый завод, ЦБК, тарный завод и комбинат по переработке горной руды", – вспоминает Говорский. В 1980 году началось активное строительство Богучанской ГЭС, через семь лет Ангара была перекрыта плотиной, срок пуска был определен на 1993 год. Но после распада Союза финансирование строительства прекратилось, в 1994 году станцию законсервировали.
Масштабные работы на стройке возобновились через 12 лет – в рамках государственно-частного партнерства. Подготовкой зоны затопления, строительством линий электропередач и переселением жителей занимаются власти Красноярского края и Иркутской области. А строительство станции ведут государственная компания "РусГидро" и "Русал" Олега Дерипаски (14-е место в списке Forbes, состояние – $8,8 млрд). В рамках партнерства компании строят Богучанскую ГЭС и Богучанский алюминиевый завод, который будет получать не менее 5096 электроэнергии станции. По оценке председателя правления "РусГидро" Евгения Дода, окупаемость проекта – восемь-девять лет. Прибыль от совместного Богучанского энергометаллургического объединения (БЭМО) партнеры будут делить поровну. (По расчетам Говорского, при цене алюминия $2000 годовая выручка Богучанской ГЭС составит около $900 млн, алюминиевого завода – $1,2 млрд.)
Этот союз складывался мучительно. Законсервированная в 1994 году станция портила баланс РАО ЕЭС. Поддержание построенной только на 6096 ГЭС требовало ежегодных вложений в размере 500 млн рублей. В то время когда РАО ЕЭС собирало крайне мало живых денег, содержание станции было тяжелым бременем: нужно было либо достраивать, либо взрывать. "Люди по 12 месяцев не получали зарплату, все носили одинаковые белорусские трусы, полученные по зачетам", – вспоминает Андрей Раппопорт, бывший зампред правления РАО ЕЭС. Он отвечал в энергохолдинге за все советские долгострои и был шокирован тем, что увидел, прилетев в Кодинск. "Двухкомнатная квартира в городе стоила $120 – люди бежали оттуда как крысы. А у нас река перегорожена, и станцию не бросишь, ведь будет катастрофа – не просто развалится, а все зальет", – рассказывает он.
У алюминщиков деньги были, а дешевая электроэнергия для них все равно что чистое золото. Так что неудивительно, что над Богучанской ГЭС много лет кружил Дерипаска. "Есть одна крупная российская ФПГ, которая высказывает серьезный интерес", – рассказывал Анатолий Чубайс в интервью "Ведомостям" еще в начале 2000-х. В 2002 году энергетики и "Русал" ударили по рукам: Дерипаска получал контрольный пакет станции в залог в обмен на инвестиции. Но вскоре Чубайсу пришлось публично отречься от партнера и разорвать сделку: акционеры РАО увидели в ней риск потери актива.
Началась затяжная корпоративная война: Чубайс не подпускал "Базовый элемент" к станции, а Дерипаска не давал энергетикам ее достраивать. Но обойтись друг без друга они не могли: "Русал" для станции – крупнейший потенциальный потребитель, а станция для "Русала" – потенциальный источник сверхдешевой энергии, доля которой в алюминиевом производстве доходит до 30%. Только в 2005 году РАО "ЕЭС России" и владелец "Русала" наконец договорились: на паритетных началах они достроят Богучанскую ГЭС и возведут алюминиевый завод. Соглашение о совместной реализации проекта по созданию БЭМО между "Русалом" и "РусГидро" было подписано 31 мая 2006 года, а в январе 2007-го руководивший законсервированной станцией Виктор Упоров уже подключал отопление, расчищал строительные площадки, готовил технику, готовил жилье для вахтовиков. Начали подъезжать подрядчики, в 2007 году на стройке работало 2000 человек. Сейчас Упоров – генеральный директор компании "Организатор строительства Богу-чанской ГЭС".
Главная по строительству гидростанции – "РусГидро", у нее 51% Богучанской ГЭС (у "Русала" – 49%). С алюминиевым заводом наоборот: у "Русала" – 51%, у "РусГидро" – 49%. Головные компании, через цепочку фирм владеющие имущественными комплексами завода и станции, по требованию "Русала" зарегистрировали на Кипре. "В зоне действия российского права на тот период не было условий, позволяющих обеспечить полноценную защиту интересов партнеров", – утверждает Евгений Дод.
Все финансовые обязательства по проекту "Русал" и "РусГидро" несут на паритетной основе, передал Дерипаска Forbes через свою пресс-службу. Сейчас в проект достройки БоГЭС инвестировано около $2 млрд, доля каждого из партнеров – около $1 млрд. В декабре 2010 года было подписано кредитное соглашение между Богучанской ГЭС и Внешэкономбанком на 28,1 млрд рублей, и сейчас строительство ведется на средства проектного финансирования.
Представитель "Русала" курирует 25 инспекторов, они проверяют конкурсную документацию, акты приемочных комиссий, осматривают качество проводимых работ. Бюрократия сказывается на темпе и раздражает строителей. "Чем больше участников в проекте, тем больше времени уходит на принятие важных решений и прохождение процедурных вопросов. Особенно когда речь идет о такой непростой компании, как "Русал", – признается Дод. – Мы все это испытали на себе. Конечно, решения были найдены, но это было очень непросто". В будущем, по его словам, при рассмотрении проектов компания будет стремиться, чтобы реальные рычаги были у "РусГидро" и решения принимались без "многоэтажных" процедур согласования".
В кризис 2008 года на стройке стали задерживать зарплаты, начался отток специалистов. "Русал" резко сократил финансирование стройки. "Подрядные организации начали людей набирать за копейки чуть ли не на вокзалах, тут такой контингент собрался, что смотреть было страшно", – рассказывает один из инженеров. "Русал" нашел деньги только к весне 2009 года, и ситуация на строительной площадке постепенно стабилизировалась.
В конце мая 2012 года станция была практически готова, начался первый этап заполнения водохранилища, и партнеры столкнулись с проблемами. Несколько фермеров отказываются переселяться в городские квартиры, не получив компенсации за свой агробизнес. "Региональные власти экономят копейки, а теряем миллиарды, – сокрушается Говорский. – Дали бы им по две квартиры, все равно простаивают дома, построенные специально для переселенцев". Власть не может переселить жителей, руководство станции не может запустить БоГЭС. Впрочем, нет сомнений, что проблема с фермерами так или иначе разрешится.
Каким будет эффект от этого партнерства?
По оценке аналитика UBS Кирилла Чуйко, на Богучанском заводе "Русала" себестоимость продукции будет на 15% ниже, чем в целом по группе ($1963 за тонну в I кв. 2012 года). По мнению Дерипаски, это строительство – один из самых эффективных проектов по капитальным вложениям. Стоимость строительства аналогичной ГЭС по мировым расценкам – около $6 млрд. "Наши цифры существенно ниже", – настаивает Дерипаска.
Но только "РусГидро" и "Русалу" станция досталась готовой почти на 60%. Изначально Богучанская ГЭС должна была стать элементом промышленного кластера в Нижнем Приангарье. Государство и сейчас планирует развивать здесь инфраструктуру, построить газоперерабатывающий, цементный и ферросплавный заводы. Но Говорский сомневается, что БЭМО даст толчок к росту экономики Нижнего Приангарья: "В документах Совмина СССР были прописаны льготные тарифы на энергию [для промышленных потребителей], но сейчас речи о льготах даже не ведется".
Теоретически доступ к энергии Богучанской ГЭС может получить любой инвестор, заинтересованный в развитии промышленности региона. Однако, как признает Беляков из Минэкономразвития, по остаточному принципу: "Мы не можем удовлетворить потребности всех".
Игорь Попов
Forbes №100, июль 2012
Ваше мнение
Для этого надо всего лишь заполнить эту форму: