Саяно-Шушенская ГЭС уничтожает буддийское святилище
В Чаа-Хольском районе Тувы на горе Суме-Бели находится скальное буддийское святилище. Точнее, то, что от него осталось. Древнее изображение Будды ежегодно затапливается водами Саяно-Шушенской ГЭС. Святое для буддистов место каждое лето оказывается на 4-5 метров под водой. Разрушающая сила одной из четырех стихий беспощадно смывает с лица земли памятник древности.
Идентификация Будды
В начале 2012 года Служба по охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Тувы, работой которой руководит Ульяна Бичелдей, обратилась в Тувинский институт гуманитарных исследований (ТИГИ) и Управление Камбы-ламы Республики Тыва с просьбой организовать работу по определению, какой конкретно Будда изображен в скальном святилище и когда сделано это культовое сооружение.
Целью этой просьбы было внесение в дальнейшем изменения в Постановление Совета министров Тувинской АССР от 1977 года, в котором этот памятник утвержден под наименованием «Скальное святилище XI-XIII вв. н.э.», местонахождение: «пос. Чаа-Холь, около с. Урбюн, Улуг-Хемского района». С тех пор официальный адрес буддийского наскального святилища изменился. Сегодня оно уже находится на территории Чаа-Хольского района, а села под названием Урбюн уже нет – то место, где оно располагалось, ушло под воду. Чтобы дать ответы на эти важные вопросы специально была создана экспертная комиссия ТИГИ.
Некоторые исследователи считали, что на горе Суме-Бели изображен Будда Шакьямуни – легендарный основатель буддизма. Но по последним данным это Будда Амитабха – самая почитаемая фигура в буддийской школе Чистой земли.
К такому выводу пришли сотрудники ТИГИ, которые опирались на работу ламы Романа Лудупа и подтвердили верность ее заключения. Он провел сравнительный анализ изображений Будд Шакьямуни и Амитабхи. Конечно, разрушительное воздействие воды сделало свое коварное дело, но некоторые важные фрагменты атрибутов буддийских божеств еще видны, и это помогло в идентификации образа.
В скальном святилище изображено 5 персон. В центре – Будда. Исследователи ориентировались по черно-белым фотографиям, сделанным в то время, когда состояние культурного памятника еще было хорошим. В буддизме изображение божества всегда выполняется в строгом соответствии с текстами. Важны цвет, атрибуты, позы и знаки.
Так вот, обе руки у центральной фигуры опущены, как у Будды Амитабхи, в то время как у Шакьямуни обычно левая рука находится у бедра и держит чашу.
Еще один аргумент – цвет божества. Основатель буддизма изображается в золотистом цвете, а Амитабха – в красном. По старым фотографиям ниши, пусть и черно-белым, видно, что божество имеет темный цвет, и, скорее всего, это красный.
Кроме того, важно и окружение Будд. Ученые установили, что в святилище Будду окружают две бодхисаттвы – Авалокитешвара и Махастхамапрапта. Именно они на канонических изображениях часто находятся рядом с Амитабхой. Шакьямуни же изображается со своими учениками.
Таким образом, исследователи пришли к выводу, что на горе Суме-Бели высечен именно Будда Амитабха со своим окружением.
Сколько лет святилищу?
А вот вопрос с датировкой наскального святилища сложнее. Официально считается, что ниша сделана в XI-XIII веке н.э. Руководитель Службы по охране объектов культурного наследия Тувы Ульяна Бичелдей считает, что эти цифры определены только исходя из того, что в этот период происходило очередное распространение буддизма на территорию Тувы.
Экспертная группа ТИГИ в этом году после проделанной работы дала свою оценку – VI-IX век н.э. – то есть древнетюркский период.
Кстати, во время исследования сотрудники института определили, что самые дальние от Будды фигуры – локапалы – высечены в китайском стиле. Изображение, схожее с тувинским, есть и в Поднебесной. Там оно датируется III-IV веком до н.э. И Ульяна Бичелдей верит в то, что памятник культуры в Туве, возможно, еще более древний и сделан до нашей эры.
Хоть это все только предположения и точного ответа нет, ясно, что памятник в любом случае древний и уникальный – в России никаких подобных работ нет. В мире таких изваяний было только три – в Китае, Афганистане и Туве. В Афганистане изображение божества взорвали талибы, а в Туве из года в год барельеф разрушается под воздействием воды Саяно-Шушенской ГЭС.
Заложники приоритетов своего времени
Кто же виноват в том, что мы теряем бесценный памятник истории и культуры? Были ли попытки сохранить его? На деле – неизвестно, а на бумаге – точно были.
В апреле 1977 года Совет Министров республики издал постановление «О мерах охраны памятников истории и культуры Тувинской АССР». В нем утверждался «охранный список памятников местного значения», куда под номером 23 и вошло скальное святилище поселка Чаа-Холь.
Второй пункт постановления обязывал исполкомы городских и районных, сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся взять памятники на учет и под охрану и принять меры по обеспечению их сохранности.
Заметим, что постановление было издано примерно за полтора года до пуска первого гидроагрегата Саяно-Шушенской ГЭС в декабре 1978 года. Тем не менее, судя по результату, исполкомы свою работу не выполнили.
Сейчас, конечно, сложно говорить, какие мысли были в головах руководителей того времени, и какие причины помешали выполнить свою работу. Наверное, все-таки в те годы важнее было запустить станцию, нежели сохранить изображение Будды.
К слову, железная дорога «Кызыл-Курагино» полностью построена не будет до тех пор, пока с ее пути не будут убраны все ценные исторические вещи и объекты.
Строительство саркофага или точная копия?
Что можно предпринять сегодня, чтобы сохранить скальное святилище? И не поздно ли уже что-то делать?
Лама Роман Лудуп в своем исследовании указывает, что ему дважды посчастливилось посетить святое место на горе Суме-Бели:
«В результате этих посещений я убедился, что мы уже безвозвратно потеряли бесценный памятник истории и культуры, – пишет он. – Некогда имевшая все цвета и атрибуты буддийская святыня сегодня просто неузнаваема».
Но сохранить хотя бы то, что осталось, нужно. В Туве в прошлом году открыт благотворительный фонд «Авыда – Пробуждение Будды», созданный для восстановления скального святилища. Средства собираются, но их все равно не хватает. В те дни, когда автор работал над данной статьей, директор фонда Эрес-оол Менниг-оол находился в Москве на встрече с Евгением Додом, председателем Правления ОАО «РусГидро» – энергетической компании-владелицы большинства гидроэлектростанций России. Наши специалисты считают, что именно «РусГидро» должно профинансировать работы по сохранению ниши в скале, так как она разрушается из-за Саяно-Шушенского водохранилища. Директор фонда хочет добиться выделения средств на спасение не только этого памятника, но и могильников, расположенных на той же территории. Каждый год 6-7 курганов со всем бесценным историческим наследием, что в них находится, смываются водами Саяно-Шушенского водохранилища.
Тем временем, в конце мая была достигнута договоренность с директором самой гидроэлектростанции Валерием Кяри о перечислении 100 тысяч рублей на счет благотворительного фонда. Если это капля не в море, то в водохранилище – уж точно. Чтобы провести спасательные работы, этого недостаточно.
Сейчас идут споры насчет самих мероприятий по сохранению святого места. Одни предлагают соорудить прозрачный саркофаг, который защитит изображение Будды и его окружения от воды во время прилива. Другие хотят сделать в безопасном месте его точную копию, на которую перенести энергию святого места путем сакрального обряда. Говорят, даже Далай-лама дал согласие на это.
Третьи предлагают совсем фантастические вещи: выдолбить нишу целиком из скалы и переместить. Но, как отметил начальник отдела охраны памятников Омак Ондар, это невозможно:
«Порода, в которой высечен Будда, лежит пластами, как слоеный пирог. Если начнет ломаться, то мы потеряем даже то, что осталось от этого памятника».
Да и представители буддизма говорят, что нельзя трогать нишу, так как это место святое.
Самым разумным вариантом специалисты видят создание копии. А автор материала – сооружение саркофага. Все-таки копия не впитает в себя многовековую историю и не покажет работу древних мастеров.
Дорог каждый памятник
Когда заходит солнце, краски наскального святилища меняют цвет. Они удивительно яркие. А с восходом светила краски сверкают совсем по-другому, еще многообразнее. Такую картину буддийского святилища «нарисовала» руководитель Службы по охране объектов культурного наследия. Она видела это по историческим меркам совсем недавно – в 1974 году.
«Тува – малоисследованная территория. Она еще хранит много тайн древних культур, – говорит Ульяна Бичелдей, – И поэтому нам дорог каждый памятник, каждый «кусок» истории, оставленной для нас нашими предками».
В деле сохранения исторического и культурного наследия счет пошел на часы или даже минуты. С каждым годом вода точит камень все быстрее и быстрее.
Ваше мнение
Для этого надо всего лишь заполнить эту форму: