Реки – источник жизни, а не электричества
Фото нашей Ангары... Нажми

Богучанская ГЭС: выжженные со дна

В середине марта на сессии Законодательного собрания министр экономики Красноярского края Анатолий Цыкалов докладывал о готовности ложа водохранилища Богучанской ГЭС к затоплению. И обещал помочь предпринимателям, у которых в мертвой зоне осталось имущество. Через две недели министр должен был отчитаться перед людьми в том, что сделано. Сроки вышли. Чиновники уничтожают имущество и бизнес жителей Нижнего Приангарья.

Крестьянское хозяйство «Заря» еще недавно было хорошо известно в Красноярском крае, снабжало поросятами, кормами, зерном не только весь Кежемский район, но и отчасти Эвенкию. Создал предприятие Иван Марковский в середине 1990-х, после того как в родном селе Кежма развалился совхоз. «В тяжелые годы поднимал хозяйство, – вспоминает фермер, – но деваться некуда было: остался без работы, а семью кормить надо. Сегодня в собственности – 460 гектаров земли, 130 гектаров сенокосов, 14 единиц сельхозтехники: трактора, комбайны, автомобили. Были коровы, табун лошадей. А теперь нет ничего».

Во время доклада Цыкалов вспоминал про Марковского, и мне казалось, уж кому-кому, а ему точно помогут. Оказалось, никто из министерства на связь с Иваном Дмитриевичем не выходил и помощь не предлагал.

«Я понять не могу, почему, когда закон о переселении принимали, не учли, что у людей здесь дело, которое их кормит? Писал заявление, чтобы перевезли технику, сооружения, здания, чтобы дали надел земли, как было. Не хотят. Говорят, все начинают по-новому, и ты начинай, – рассказывает предприниматель. – Я сколько раз в этой жизни могу начинать с нуля? Проработал 17 лет, каждую копейку считал, за это время ни разу в отпуске не был. Со стороны государства очень неприлично поступать таким образом. Почему меня поставили в такую ситуацию? Я уже год пытаюсь решить проблему, но не могу перевезти свое добро. Мне в ответ улыбаются, мол, все равно вывезешь все сам, куда денешься, когда вода подойдет? Но у меня нет таких денег».

Хозяйство, которое чиновники приговорили к смерти, Марковский оценивает более чем в семь миллионов рублей.

ХХХ

У Александра Малясова из деревни Болтурино бизнес скромнее. Пилорама, мастерские с оборудованием, балки для рабочих потянут миллиона на полтора. На излете отведенных Цыкаловым двух недель на предприятие Малясова наведались представители дирекции по подготовке к затоплению ложа БоГЭС. Не для того, чтобы помочь перевезти бизнес. Пришли, чтобы тупо сжечь.

В 1988 году на этом месте была стихийная свалка. Однажды в поселок приехали с проверкой специалисты СЭС и оштрафовали сельсовет. Председатель предложил тогда местному предпринимателю взять эту землю в аренду, и тот согласился. Все лето нанимал бульдозеры, вывозил мусор.

Когда началось активное переселение из зоны затопления Богучанской ГЭС, стал бегать по инстанциям, просил перевезти имущество. Назойливому бизнесмену быстро дали квартиру в Сосновоборске. Видно, думали, что решилась проблема. Однако Малясов не отступился, продолжая настаивать на перевозе бизнеса. В результате у него отобрали квартиру, объявив, что она ему якобы не положена по закону. Снова началось хождение по инстанциям. В итоге появилось решение: права законные, включить в реестр переселенцев. Но где в этот раз дадут жилье – неизвестно, а значит и бизнес перевозить пока некуда. Чтобы не ломать голову, чиновники решили помочь Малясову: сжечь имущество.

Как рассказал Александр Юрьевич Малясов, дирекция приехала с полицией. Двое рабочих не давали поджигать добро, и их заперли в гараже. Действовали решительно, пояснив, что есть постановление администрации Кежемского района (которое, к слову, прочитать не дали). Но когда поджигатели заметили, что их снимают на видеокамеру, быстро ретировались. Занявшееся было строение, где стоит пилорама, успели потушить. При этом пострадал, упав с крыши, один из работников, угодил на больничную койку.

Обращаюсь к министру Цыкалову: Анатолий Григорьевич, обещая помочь предпринимателям, вы имели в виду поджоги?

ХХХ

Сожжение деревни Кежмы в зоне затопления Богучанской ГЭС

Огнем местные власти попытались решить проблемы и других упрямых болтуринцев – Марины Лебедевой с сыном-первоклассником (о матери-одиночке, брошенной на произвол судьбы в зачищенном поселке, «МК» писал не раз). В тот день Марина была на работе, Андрюша в школе. Дым заметил отец женщины, который работает на зачистке близлежащего населенного пункта Новоболтурино. Когда приехал на место, все уже выгорело дотла: добротный дом с имуществом, два скотных двора, зимовье с баней, два гаража, четыре сарая. Вызвали милицию, составили опись на сумму более 800 тысяч рублей.

«Нас за людей не считают, последнее отбирают, – со слезами на глазах рассказала мама Марины Надежда Шешина, когда приехала на днях в редакцию и показала видеозапись тлеющего пепелища дома и поджог пилорамы Малясова. – Знаете, нас даже права голосования лишили на президентских выборах 4 марта. Мы с мужем приехали в Кодинск, чтобы проголосовать досрочно, потому что автобус в Новоболтурино ходит только во вторник и четверг. Председатель районной избирательной комиссии отказала. Тогда, говорим, дайте нам открепительный, чтобы мы проголосовали в Новоболтурине, там ведь еще 54 человека работают на зачистке и временно проживают. Нам сказали, что в поселке нет избирательного участка. Попросили: привезите урну, ведь даже космонавты голосуют, за оленеводами по тундре гоняются с урной, а мы в 50 километрах от поселка Имба, можно же было оттуда отправить урну? В результате весь поселок не проголосовал. Конечно, кто мы для них? Никто. Какие-то там пищат…»

Женщина говорила эмоционально, рассказывая о дорогой сердцу памяти об отце – сожженном мотоцикле Иж-49 1956 года выпуска. Сравнивала зачистку с тем, как в войну эсэсовцы сжигали деревни. И в словах ее была не только боль, но и сермяжная правда об отношении к людям, которые мешают Цыкалову и иже с ним выполнять задачи федерального центра.

Ольга Соломонова

Ваше мнение

Оставьте свое мнение

Для этого надо всего лишь заполнить эту форму:

В связи со спам-атакой все комментарии со ссылками автоматически отправляются на модерацию. Разрешенный HTML-код: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>