Ради Богучанской ГЭС истребляются леса в природоохранных зонах Ангары
Вчерашние пожогщики из «Прощания с Матёрой» Валентина Распутина не унимаются и сегодня, зачищая ложе водохранилища Богучанской ГЭС. Они готовы, похоже, и впредь без раздумья выполнять любые задачи, спускаемые сверху, и бросать упрёки в адрес людей, не торопящихся покидать обжитые места: «В чём дело, граждане затопляемые? Мы санитарная бригада, ведём очистку территории»:
«Вниз и вверх по течению». Так наш земляк Валентин Распутин, в ту пору, правда, ещё мало кому известный, озаглавил свою художественно-документальную повесть, навеянную впечатлениями от поездок на малую родину.
Подобные хождения не за три моря, а по Ангаре, с любовью воспетой потом во многих других произведениях, стали для Валентина Распутина обязательными и превратились в своеобразный ритуал. Не было года, чтобы Валентин Григорьевич не побывал, пусть однажды, а чаще два, три раза, в отчем краю.
Вот и нынешним летом, едва успев выписаться из областной больницы (возраст даёт о себе знать), он сразу засобирался в путь. Хотелось снова поклониться земле предков, узнать, какие изменения случились в жизни родной деревни Аталанки Усть-Удинского района, попавшей в зону затопления. О её печальной участи прозаик с сыновьей болью поведал в «Прощании с Матёрой».
Эта повесть, опубликованная в 1976 году в журнале «Наш современник», где увидели свет чуть ли не все основные произведения писателя, произвела эффект разорвавшейся бомбы. Тогда ушлые на расправу литературные борзописцы приклеили автору ярлык противника научно-технического прогресса и не пожелали увидеть трагедии в судьбе ушедшей под воду деревни.
Сегодня, кажется, многие убедились в правоте и прозорливости писателя, сумевшего в яркой художественной форме осмыслить важнейшие социальные, экологические и нравственные проблемы, связанные с будущим страны и её народа, каждого человека в отдельности. Однако поднятые им 35 лет назад острейшие вопросы не решены и по-прежнему продолжают будоражить общество. Это хорошо видно на примере строительства ещё одной, четвёртой ГЭС ангарского каскада – Богучанской, о чём многие узнали из трёхчасового документального фильма «Река жизни», демонстрировавшегося, правда, в урезанном виде, телеканалом «Культура» и без купюр показанного чуть позже на литературных вечерах «Этим летом в Иркутске». Смотришь ленту, снятую талантливым кинорежиссёром Сергеем Мирошниченко, вслушиваешься в слова Валентина Распутина, звучащие с экрана, и невольно вспоминаешь пожогщиков из «Прощания с Матёрой».
Они не унимаются, готовы, похоже, и впредь без раздумья выполнять любые задачи, спускаемые сверху, и бросать упрёки в адрес людей, не торопящихся покидать обжитые места: «В чём дело, граждане затопляемые? Мы санитарная бригада, ведём очистку территории».
Пожогщиков можно встретить, в несколько ином, правда, обличье, и на родине писателя, в Усть-Удинском районе. Их, вероятно, имел в виду местный предприниматель Владимир Константинов, рассказывая Валентину Распутину о массовом истреблении лесов в природоохранной зоне вдоль побережья Ангары и её притоков, заливов, где рубка категорически запрещена.
– Если очистка территории и дальше так будет продолжаться, то наш район скоро останется без своего главного богатства, – возмущался Владимир Константинов. – Управы на горе-заготовителей древесины нет – наиболее лакомые лесные угодья переданы во владение частникам, находящимся в Иркутске, Ангарске, Братске, Москве. А моё заявление с просьбой взять в аренду тот или иной квартал уже три года лежит без движения в областной администрации, хотя я не гоню кругляк, занимаюсь переработкой леса и никогда бы не позволил себе хищнически истреблять тайгу. Почему губернатор не даёт добро, мне непонятно.
Валентину Григорьевичу не привыкать к подобным монологам. Регулярно приезжая в родные пенаты, он отлично осведомлён о положении дел, знает, что заезжие арендаторы чувствуют себя на усть-удинской земле полновластными хозяевами, которых волнует одна-единственная забота – сорвать куш, а там хоть трава не расти. В минувшем году они заготовили леса на сумму 1 миллиард 172 миллиона рублей, а в скудный бюджет района не перечислили и малой части – все налоги с них берут по месту регистрации.
Мало того, арендаторы ориентируются на вахтовиков и гастарбайтеров и дополнительных рабочих мест не создают. А ведь в районе многие жители вынуждены сидеть дома, перебиваться крохотными пособиями. Немало таких, кстати, и в родной деревне писателя, расположенной в 70 километрах от Усть-Уды, куда можно добраться лишь по Ангаре. Другой связи с районным центром у неё нет – прокладка дороги из-за недостатка финансов приостановилась.
– А без работы, без дороги население постепенно тает, – сетует глава сельской администрации, коренная аталанчанка Галина Ситинская. – Благо школа, построенная при содействии Валентина Распутина, изрядно сдерживает отток людей.
В деревне знаменитому земляку всегда рады. А нынче особенно, потому что он приехал не один, а в сопровождении двух священников – отца Алексия и отца Владимира, которые, между прочим, сюда наведываются регулярно. Они провели крещение жителей Аталанки и их детей в здании школы.
А днём раньше батюшки отслужили молебен в Богоявленском храме, открывшемся в Усть-Уде пять лет назад опять-таки не без активного участия писателя, пожертвовавшего на возведение церкви около миллиона рублей – весь гонорар за книги, переведённые на китайский язык.
Валентин Григорьевич не скрывает удовольствия по поводу того, что на родную землю возвращается свет православной веры. Глядишь, с помощью Христа люди преодолеют выпавшие на их долю невзгоды. Не забыли бы только старую истину: на Бога надейся, а сам не плошай.
Ваше мнение
Для этого надо всего лишь заполнить эту форму: