Обращение Коалиции неправительственных организаций к финансовым институтам, операторам бирж в связи с планами компании Евросибэнерго (EuroSibEnergo) по поиску инвесторов с целью строительства крупных гидроэлектростанций и угольных станций в России
В связи с планами компании Евросибэнерго (ЕСЭ, EuroSibEnergo) по поиску инвесторов (проведение IPO на Гонконгской бирже) и заявлениями руководства компаний Евросибэнерго и En+ (группа объединяющая ОАО Русал и ЕСЭ) о строительстве новых крупных гидро- и угольных станций в России, в том числе для экспорта, считаем необходимым заявить следующее.
В конце февраля 2011 года на Гонконгской финансовой бирже должна была состояться отложенная публичная оферта компании Евросибэнерго (ЕСЭ) с целью привлечь 1,2 млрд. долларов. Планы сотрудничества Евросибэнерго с китайской Yangtze Power (в рамках СП YES Energy), предполагают строительство до 10 ГВт мощностей, в том числе как минимум двух крупных ГЭС и одной ТЭС в Усть-Куте общей мощностью 3 ГВт. Получаемая электроэнергия предназначается как для внутрироссийского рынка, так и для экспорта в Китай по высоковольтным линиям через Читинскую область и Манчжурию.
Российские общественные организации ответственно заявляют, что участие в предложенном проекте несет для потенциальных инвесторов большое количество экологических, социальных, репутационных и других рисков. Мы призываем руководство биржи, банки-организаторы публичной оферты и потенциальных инвесторов учесть описанные ниже риски и воздержаться от участия в IPO Евросибэнерго.
1. Экологические риски
Евросибэнерго контролирует 4 крупных ГЭС в Сибири, в каждой из которых присутствует набор сложнейших экологических проблем. В соответствии с докладом Strategy for Lake Baikal Biodiversity Conservation, подготовленным Глобальным экологическим фондом, Иркутская ГЭС, расположенная на вытекающей из Байкала реке Ангара, наносит крупный ущерб экосистеме Байкала[1]. В результате деятельности ГЭС нарушается естественный водный режим уникального озера, эродируют берега, нарушается нерест рыб. Ситуация усугубляется тем, что в нарушение российского законодательства руководство холдинга Базэл лоббирует дальнейшее изменение уровня Байкала[2].
Две другие ГЭС – Братская и Усть-Илимская – значительно ухудшают качество воды в Ангаре за счет гниющей органики на дне водохранилищ. В результате водохранилища становятся и источником парниковых газов. Кроме того, плотины ГЭС служат препятствием для обмена биоты Ангаро-Енисейского бассейна и Арктики.
Красноярская ГЭС, помимо других экологических проблем, создает зимнюю полынью протяженностью 400 км, что, в сочетании с ядовитыми выбросами алюминиевого завода компании Русал, оказывает влияние не только на здоровье жителей региона, но и на всю экосистему Енисея.
[Абзац удален по требованию «ЛПК Континенталь Менеджмент» как несущий ошибочную информацию]
Среди возможных экологических рисков, ведущих к повышению себестоимости электроэнергии на планируемых электростанциях, главным является повышение платежей за экологический ущерб в результате строительства и эксплуатации ГЭС. Для уже существующих ГЭС эта плата пока низка, что позволяет компаниям показывать низкую себестоимость энергии. Тем не менее, например, Росприроднадзор 14 февраля 2011 года предложил компании Русгидро возместить ущерб в результате аварии на Саяно-Шушенской ГЭС 17 августа 2009 года в размере полумиллиарда рублей.
Нарушение действующего законодательства, которое активно практикуется компаниями холдинга Базэл, также может привести к экономическим потерям. В качестве примера можно привести возможный сдвиг сроков запуска Богучанской ГЭС, так как при возобновлении ее строительства не были проведены ОВОС и необходимая экспертиза. Вероятность такого сценария высока, так как это нарушение подтвердил государственный орган технического надзора – Ростехнадзор. Другой пример последствий нарушения экологических норм – задержка в развитии проекта «Сахалин-2» из-за судебного разбирательства с последующим перераспределением собственности компании «Шелл» в пользу российских госкомпаний.[3]
О прямой взаимосвязи экологических и инвестиционных рисков свидетельствует и отказ, в том числе по экологическим соображениям, от планов строительства новых крупных ГЭС в России. В 2010 году после 2-летней общественной кампании правительство отказалось от планов строительства одной из крупнейших в мире Эвенкийской ГЭС. В период с 1992 по 2005 гг. было заморожено строительство более чем 30 крупных ГЭС в Сибири. К числу проектов, по которым явно не видно перспектив реализации, следует отнести и ГЭС в створе Амура: в отказе от их строительства экологические причины безусловно преобладают.
Для потенциальных инвесторов важным сигналом с точки зрения экологических и социальных рисков должно послужить отсутствие в планах Евросибэнерго и СП YES Energy названий рек и створов, где планируется строительство заявленных ГЭС.
2. Риски, связанные со структурой и основным (алюминиевым) производством холдинга Базэл
Компания Евросибэнерго является 100% дочерним предприятием компании En+, которая в свою очередь входит в холдинг Базэл. Основным бизнесом Базэла является производство алюминия (компания Русал). Соответственно, основной задачей Евросибэнего является получение электроэнергии для алюминиевых производств Русала.
Главным критерием успешности любого алюминиевого бизнеса является дешевая энергия, с получением которой Русал испытывает проблемы. Особенно это проявляется в последние 2 года в связи с аварией на Саяно-Шушенской ГЭС. В результате вся политика Русала направлена на снижение стоимости получаемой энергии любой ценой. Одним из результатов такой политики стала реакция Федеральной антимонопольной службы, которая в феврале 2011 г. потребовала оштрафовать Русал за манипулирование ценами на оптовом рынке электроэнергии.[4] Именно поэтому задачей проектов по строительству новых крупных ГЭС будет также удешевление потребляемой энергии, что исключает возможность получения высокой прибыли от ее продажи и решения сопутствующих социально-экологических проблем на планируемых ГЭС и ТЭС Евросибэнерго и YES Energy. В соответствии с информацией, доступной в СМИ, идеальная цена, которую алюминиевое подразделение холдинга Базэл готово платить за электроэнергию, равна 1 центу за кВт-час[5]. Это в 3 раза ниже, чем средняя цена на российском оптовом рынке электроэнергии.
Другие риски, связанные с «алюминиевым отягощением», обусловлены неравномерностью размещения алюминиевых производств. Часть бокситов Русал получает за рубежом – в Гвинее, что ведет к дополнительным политическим рискам. После недавнего государственного переворота в Гвинее новое правительство страны начало пересматривать стоимость сделки по продаже бокситов Русалу.[6]
С технологической точки зрения энергоэффективность новых ГЭС и ТЭС будет зависеть от всей цепочки производства алюминия. На эффективность будут влиять аварии не только на стадии генерации как на Саяно-Шушенской ГЭС, но и на алюминиевом производстве, как это было на Николаевском глиноземном заводе Русал в Украине в феврале 2011 года. Здесь в результате пылевого разноса часть шламов оказалась за пределами площадки складирования. Ущерб от аварии пока не объявлен[7].
3. Репутационные риски
Предлагаемое международное сотрудничество по освоению Сибири и Дальнего Востока путем реализации опасных проектов с фактическим уничтожением уникальных экосистем, переселением большого количества жителей из зон затопления и снижением качества окружающей среды не отвечает духу устойчивого развития человечества в 21 веке и несет в себе репутационные риски для всех участников процесса. Ущерб, наносимый деятельностью ЕСЭ озеру Байкал, сразу ставит под вопрос репутацию ее инвесторов.
По нашей оценке, именно во избежание репутационных рисков Европейский банк реконструкции и развития исключил из своей Стратегии в Российской Федерации участие в проекте En+ по строительству Богучанской ГЭС. Этому отказу предшествовало информирование банка общественными организациями о массовых нарушениях российского экологического законодательства в ходе реализации проекта, которые официально признаны Ростехнадзором, и об использовании труда заключенных при строительстве ГЭС.
Кроме экологических и социальных причин, репутационные риски также связаны с серией международных судебных исков к О.В. Дерипаске – владельцу холдинга Базэл, в состав которого входят En+ и Евросибэнерго. Об уровне этих рисков свидетельствует отказ властей США в предоставлении визы О.В. Дерипаске.
4. Социальные риски
Социальные риски обусловлены прежде всего ростом недовольства населения Сибири и Дальнего Востока планами затопления новых территорий и переселения большого количества жителей. Особенно четко недовольство проявилось в связи со строительством компанией En+ Богучанской ГЭС. С начала реализации проекта в 1970 годах переселению подверглись 13 тысяч человек, причем более 5000 переселялись после 2007 года с многочисленными нарушениями прав человека.[8] Проблему также представляет использование на лесосводке труда заключенных в зоне затопления.
Иллюстрацией социальной политики также является отношение руководства холдинга Базэл к своим работникам. В компании регулярно происходят социальные протесты. Самым известным из них является выступление рабочих в городе Пикалево в 2008-2009 гг., где расположено глиноземное производство холдинга. В ходе протестов была перекрыта одна из федеральных трасс (форма протеста в России, показывающая, что уровень недовольства населения достиг своего пика). На социальные выступления в Пикалево был вынужден лично отреагировать премьер-министр Путин.
Индикатором социальной политики также является игнорирование компаниями предложений о диалоге со стороны общественных организаций. Например, в 2010 году Байкальский ЦБК и Иркутскэнерго отказались от встречи с делегацией НПО из Китая. Более того, руководство БЦБК использует рабочих для конфронтации против общественных организаций.[9] В Гвинее противостояние населения и компании Русал привело в 2008 г. к гибели людей.[10]
5. Риски, связанные с низким качеством менеджмента и нерациональной системой принятия решений внутри холдинга Базэл
Самым ярким примером таких решений является повторный запуск ранее остановленного технологически старого и опасного оборудования Байкальского ЦБК. Продукция ЦБК убыточна, совершенствование производства с переводом на замкнутый водный цикл делает его абсолютно неконкурентоспособным. Компания Базэл отвергла планы по перепрофилированию ЦБК. Несмотря на резонансность самого факта запуска БЦБК, компания демонстративно отказывается платить за негативное воздействие на окружающую среду. Задолженность только за 2010 год составила 26,7 млн рублей (около 1 млн долларов). В результате 9 марта 2011 года природоохранная прокуратура возбудила два дела об административных правонарушениях в отношении Байкальского ЦБК.
Другим примером является политика компании Русал, которая всерьез рассматривала проект строительства атомной генерации для получения дешевой электроэнергии. При этом компания не могла не знать, что себестоимость электроэнергии атомных станций одна из самых высоких и всецело зависит от субсидий со стороны правительства.
О низком качестве подготовки решений в холдинге и авантюрном характере всего проекта. говорит и решение компании Евросибэнерго выйти на IPO без четко заявленной бизнес-стратегии, учитывающей перечисляемые нами риски.
6. Технологические риски
Гидротехническому хозяйству изначально свойственны высокие технологические риски, связанные с управлением большим объемом воды. События на Саяно-Шушенской ГЭС в 2009 году являются примером аварии, которая закономерно поставила под угрозу Майнскую и Красноярскую ГЭС, находящиеся ниже по течению. На Красноярской ГЭС в результате непредусмотренного сброса больших объемов воды ниже плотины образовалась промоина. В многоводные годы служба эксплуатации Иркутской ГЭС уже несколько раз стояла перед выбором между подтоплением поселков в республике Бурятия и затоплением строений в пойме Ангары в Иркутске. В случае строительства ГЭС на вечной мерзлоте появляются риски, связанные с устойчивостью плотин, как это уже проявилось на Курейской и Вилюйской ГЭС.
Также существует высокий риск аварий и на непрофильном производстве холдинга Базэл – на байкальском ЦБК, – где в результате эксплуатации старого оборудования уже произошла серия аварий в 2010-2011 гг.[11]
Среди других технологических рисков – возможность получения «запертых» мощностей вследствие недостатка линий электропередач или убыточности транспортировки электроэнергии. Исходя из заявленных планов предполагается, что энергомост из России в Китай может иметь протяженность несколько тысяч километров (расстояние от Усть-Кута, где планируется одна из станций, до границы с Китаем примерно 1200 км). Это безусловно повысит стоимость энергии даже при использовании технологии ЛЭП прямого тока. По оценке Bank of China, в ближайшем будущем технических возможностей экспорта электроэнергии с Анагро-Енисейского бассейна не предвидится.[12]
7. Внутриполитические риски
Помимо традиционных рисков, связанных с коррупцией государственного аппарата в России, деятельность холдинга Базел сопровождается рядом других внутриполитических рисков.
Базэл находится в перманентном конфликте с другой крупной гидрогенерирующей компанией – Русгидро. Холдинг отвечает за социальное положение нескольких городов, где возможны протестные выступления, что в свою очередь влияет на отношения холдинга и федеральных властей. В результате кризиса 2008 года и аварии на Саяно-Шушенской ГЭС компания начала активный поиск государственных субсидий. Таким образом, ее положение в основном зависит не от экономических показателей, а от личных отношений руководства с федеральными чиновниками.
С целью удержания цен на электричество в 2011 году российское правительство уже приняло ряд мер. Одной из них может стать и отказ от ценовых преференций в пользу компании Русал, на чем она настаивает. Это повлияет на экономические показатели всей цепочки производства алюминия, в том числе на показатели собственной генерации холдинга, представленной компанией Евросибэнерго.
Все перечисленные факторы ведут к высокому риску инвестиционных потерь. Двукратная отсрочка проведения IPO Евросибэнерго (в 2010 и 2011 гг.) показывает, что и значительная часть инвесторов, видимо, испытывает сходные сомнения в устойчивости данного бизнеса. Постоянный поиск субсидий показывает, что экономическое положение компании неустойчиво. Само производство отягощено рисками, связанными с постоянным нарушением экологического законодательства, низкими социальными стандартами, неэффективными бизнес-решениями.
В связи со всем вышеизложенным мы призываем:
Руководство бирж, организующих проведение IPO и торговлю акциями Евросибэнерго и других компаний группы Базел, – предоставить участникам биржевой торговли данную информацию. Руководство бирж должно содействовать проведению IPO наиболее ответственных кандидатов и предотвращать риски, связанные с сомнительными кандидатами вплоть до отказа в проведении IPO.
Банки-организаторы размещения и потенциальных инвесторов проектов Евросибэнерго и всех компаний, связанных с холдингом «Базовый Элемент», – учесть предложенную информацию и не принимать участия в финансировании строительства крупных ГЭС и связанных с ними алюминиевых производств в России. Обратить внимание на возможности инвестирования в модернизацию действующих электростанций, проекты в области энергоэффективности и возобновляемые источники на основе солнечной энергии, ветра, биомассы, приливов.
Китайские государственные компании – не подрывать саму возможность развития устойчивого российско-китайского сотрудничества в энергетике путем инвестиций в сомнительные альянсы, как в случае с Евросибэнерго. Отказаться от инвестиций в крупные ГЭС в Сибири и на Дальнем Востоке, вступить в диалог с общественными организациями по вопросам социально-экологических рисков инвестиций в России.
Евросибэнерго и Yangtze Power – немедленно обнародовать информацию о предполагаемых местах строительства ГЭС «общей мощностью до 10 ГВт» и экономических, экологических и социальных рисках, связанных с этими створами, провести стратегическую экологическую экспертизу планов строительства ГЭС и обеспечить участие в ней заинтересованных групп общества.
Евросибэнерго и другие подразделения холдинга Базэл, – взять на себя конкретные обязательства по снижению негативного воздействия существующих ГЭС на озеро Байкал и бассейны Ангары и Енисея, публично отказаться от планов увеличить амплитуду колебаний Байкала, настоять на проведении ОВОС проекта Богучанского комплекса, кардинально скорректировать экологическую и социальную политику компаний холдинга в сторону признания ответственности за наносимый экологический ущерб и открытости для конструктивного диалога с общественностью.
Данное обращение приурочено к 14 марта – Международному дню действий в защиту рек[13]. Реки – важнейшее богатство Сибири и Дальнего Востока, их долины – ключевая среда обитания коренного населения, зона его традиционного землепользования. Создание гигантских ГЭС породило острые социальные и экологические проблемы в бассейнах крупнейших рек Азии – Енисея, Амура, Лены, Оби и Янцзэ. Мы считаем неправомерным представлять строительство крупных ГЭС как «зеленый источник энергии» и призываем бизнес-сообщество всемерно способствовать внедрению действительно альтернативных и экологически безопасных видов энергетики: солнечной, ветровой, приливной.
Гринпис России
Всемирный фонд дикой природы (WWF)
Международный социально-экологический союз
Центр охраны дикой природы
Союз охраны птиц России
Коалиция «Реки без границ»
«Плотина.Нет!»
[1] См. также монографию Гидроэнергетика и состояние экосистемы озера Байкал/ А. А. Ату-тов, Н. М. Пронин, А. К. Тулохонов идр. — Новосибирск: Издательство СО РАН, 1999. — 280 с.
[2] Письмо О.Дерипаски Председателю правительства от 20.09.2009
[3] http://www.bloomberg.com/apps/news?pid=newsarchive&sid=aFF1FYXdrOqo&refer=uk
[4] http://en.fas.gov.ru/news/news_31241.html
[5] http://www.rospres.com/finance/5734/
[6] http://en.rian.ru/business/20100127/157692552.html
[7] http://johnhelmer.net/?p=4928
[8] Доклад Уполномоченного по правам человека в Красноярском крае Марка Денисова на заседании сессии Законодательного Собрания Красноярского края. https://www.plotina.net/boges-denisov-2009/
[9] http://baikalwave.blogspot.com/2010/03/environmental-protest-takes-place-in.html
[10] http://www.reuters.com/article/2008/11/01/guinea-bauxite-protest-idUSL118647920081101
[11] http://www.vsp.ru/ecology/2011/02/22/508868
[12] South China Morning Post Feb 28, 2011
[13] http://rus.ruvr.ru/2010/03/12/5247938.html,