Эвенкийская ГЭС: кенгуру вместо оленей
В Законодательном собрании Красноярского края прошли публичные слушания «О строительстве Эвенкийской ГЭС». С их участником, политологом Сергеем Комарицыным, который в последние годы активно выступает против сомнительного проекта, встретился наш корреспондент.
МК: Сергей Гурьевич, как вы оцениваете состоявшиеся слушания?
С.К.: Это серьезный шаг вперед. Впервые красноярская власть, в первую очередь законодательная, попыталась как-то определить свою позицию в отношении одной из самых больших авантюр нашего времени. Слушания, на мой взгляд, несколько запоздали – проблему обсуждали уже и в Общественной Палате РФ, и даже на уровне ООН, а в крае – только сейчас. Резолюция принята достаточно прогрессивная, хотя и компромиссная – не секрет, что у нас немало лоббистов «РусГидро» и тех, кто стоит за этой корпорацией.
МК: А в чем прогрессивность резолюции и почему она компромиссная?
С.К.: Я бы предложил другой вариант: признать строительство ГЭС нецелесообразным, вредным и опасным. А в этом документе – дипломатические формулировки: «нет ответов социально-экономической целесообразности», рекомендации рассмотреть альтернативы, подготовить еще одно заключение о возможных последствиях и т.д. Общий тон, дух резолюции, безусловно, направлен против этой авантюры, но результативная часть на самом деле означает продолжение процесса «перетягивания каната». Валерий Михайлович Зубов предложил (правда, не в очень удачных формулировках) вообще прекратить обсуждение подобного рода проектов. По большому счету он прав. Не требуется больше никаких дополнительных экспертных оценок – проект надо просто закрыть.
Мне кажется, здесь сказалась некоторая двусмысленность позиции структур Академии наук. Они вроде бы против, но хотели бы получить заказ на дополнительные исследования, то есть денег подзаработать. При этом изначально предполагается, что вывод этих исследований будет вовсе не в пользу строительства.
МК: Вы считаете, дополнительные исследования не нужны?
С.К.: Не нужны. Достаточно экспертных заключений по ОВОС (оценке воздействия на окружающую среду), материалы которой готовил «Ленгидропроект». Независимые специалисты уже однозначно высказались. Этот проект дважды закрывался. Полвека назад, когда он еще назывался «Тунгусской ГЭС», и в конце 80-х, когда назывался «Туруханской ГЭС». Есть квалифицированное заключение Государственной комиссии, постановление Президиума СО АН, там дана отрицательная оценка. Чего дальше из пустого в порожнее переливать? Что еще исследовать? «РусГидро» говорит, что это другой проект. Но материалы ОВОС – это просто переписанное ТЭО Туруханской ГЭС, чего не скрывает и разработчик «Ленгидропроект». Ну перенесли плотину на несколько километров. Что, изменилась от этого Нижняя Тунгуска, животный и растительный мир, природная основа существования эвенкийского этноса? Вместо оленей появились кенгуру?
Продолжение процесса, в том числе дополнительные исследования, создают мнимую, а, может, и реальную возможность осуществления этого строительства. Нужно властное решение: закрыть. Горбачев, между прочим, будучи первым руководителем страны, когда приезжал в Красноярск, говорил покойному писателю Алитету Немтушкину, что этот проект закрыт навсегда.
МК: Почему же нынешняя власть поддерживает строительство?
С.К.: Ну не вся власть, в том числе и в крае. У нас же, кроме Кузичева, есть и другие люди, вполне адекватные. В том числе и те, кто готовил слушания в ЗС. Но в целом, конечно, наша власть ведет себя не очень ответственно. В прошлом году правительства трех стран – ФРГ, Австрии и Швейцарии – отказались кредитовать строительство плотины Илису на реке Тигр в турецком Курдистане и вышли из этого проекта, потому что возведение ГЭС привело бы к нарушению природной среды обитания местного населения и потере историко-культурных памятников. Чем население Эвенкии хуже турецких курдов?
В других странах не принято откровенно плевать на общественное мнение. Даже партнер «РусГидро» в эвенкийском проекте, канадская компания SNC-Lavalin, после обращения к ней Всемирного фонда дикой природы засомневалась в своем участии. Представители компании заявили, что позиция экологов в их стране, подчеркиваю – в их стране, может заставить отказаться от какого-либо участия в проекте. У нас же и «РусГидро» (кстати, представители компании демонстративно не пришли на слушания в ЗС), и проектировщик «Ленгидропроект», и власти пытаются не замечать позицию общественности, экспертного сообщества и автохтонного населения. Был третий съезд эвенков России, был съезд коренных малочисленных народов Сибири, Севера и Дальнего Востока; в Эвенкии проведен опрос населения, где почти 100 % высказались против строительства. Конгресс антропологов России, где собрались ведущие этнографы страны, принял специальную резолюцию по ГЭС…
МК: А насколько проект обоснован с точки зрения экономической?
С.К.: Совершенно бессмыслен. Никто так и не назвал ни одного потребителя энергии. Говорят, это нужно для Тюмени. Но Тюменская область самая энергоизбыточная в стране. Кроме того, там впустую горят миллионы кубов природного газа – об этом, кстати, говорилось и на слушаниях в Законодательном собрании Красноярского края. Собрать и использовать этот газ куда дешевле и эффективнее, чем строить в вечной мерзлоте ГЭС, а потом гнать энергию за тысячу километров.
Какую инфраструктуру ГЭС будет развивать в Эвенкии, о чем говорят разработчики? Это фантазмы. Даже в Амурской области – там возведена последняя крупная ГЭС, Бурейская – ничего не произошло. Просто продают в Китай по контрактной цене 50 копеек за киловатт, а жители Благовещенска, кстати, платят 1 рубль 15 копеек за киловатт. Ничего там после введения мощностей ГЭС не построили нового.
Проблема вовсе не в целесообразности Эвенкийской ГЭС. Это чрезвычайно коррупционноемкий проект. «РусГидро» и «Ленгидропроект» называют его цену – 775 млрд. рублей. Это деньги государственного бюджета – их возьмут с наших налогов и повышения тарифа на электроэнергию. Причем речь идет только о строительстве основных сооружений, схеме выдачи мощности и подготовке водохранилища. Общие затраты будут неизмеримо больше. Это фантастические суммы. И есть очень много желающих их попилить. В этом суть.
МК: Что произошло после слушаний?
С.К.: Так совпало, что в тот же вечер стало известно: Эвенкийскую ГЭС исключили из Генеральной схемы размещения гидрообъектов до 2020 года. Однако это вовсе не означает, что «супермегапроект», как его назвал Чубайс, закрыт окончательно. Речь идет о финансовых интересах серьезных сил. Эта история, думаю, будет еще иметь продолжение.
1 мнение
Для этого надо всего лишь заполнить эту форму: