Путин "оживил" СШГЭС и посчитал деньги энергетиков
Второй агрегат самой крупной ГЭС страны после августовской аварии затянут брезентом. В машинном зале Саяно-Шушенской — совсем тихо. Но, правда, уже тепло. Островком жизни смотрится свежевыкрашенный агрегатный блок №6. Как нередко бывает в нашей стране, он практически не пострадал по счастливой случайности: 17 августа шестой не работал, потому как ремонтировался…
Вчера премьер Владимир Путин, поднявшись на центральный пункт управления, лично нажал на большую красную кнопку, запустив гидрогенератор №6 “под нагрузку”. А энергокомпании отругал за проедание инвестиций.
Когда звук “вертушки” премьера разорвал тишину картинки с этикетки популярной советской воды “Саяны” — невероятно красивый горный пейзаж вчера был раскрашен ярким солнцем, — сотрудники ЦПУ Саяно-Шушенской ГЭС нервно ходили туда-сюда. Понятно, что до приезда главы правительства шестой не раз проверили и вхолостую, и под нагрузкой, но все же…
“Внимание в машинном зале! Гидрогенератор №6 ставится под нагрузку”, — обратилась к кому-то невидимому девушка-диспетчер. Премьер нажал на кнопку. Все выдохнули. “Надеюсь, теперь нагрузка на энергосистему Сибири снизится. И это отразится на тарифах”, — сказал Путин. Все закивали.
Владимир Путин прибыл в Сибирь, чтобы лично посмотреть, как идут ремонтные работы, собственно запустить агрегат и провести совещание по инвестиционной программе электроэнергетики. Кстати, премьер озвучил общий объем инвестиций в восстановление Саяно-Шушенской — 37 млрд. рублей. “К 2014 году крупнейшая ГЭС страны должна полностью войти в строй. Причем на ней будут заменены все 10 турбин. Это будут новые агрегаты с улучшенными характеристиками эффективности и безопасности”, — заявил глава правительства, открывая заседание. Торжественная часть на этом была закончена. Начался “разбор полетов”.
“Назову одну очень показательную цифру, — премьер окинул суровым взглядом сидящих за столом. — В январе потребление электроэнергии в России вновь вышло на докризисный уровень — 103 млрд. кВт”. По информации Владимира Путина, в некоторых регионах были замечены рекордные максимумы энергопотребления. Холодная зима, восстановление промышленного производства, перечислял глава правительства. “Российская энергетика должна быть готова удовлетворить эти растущие потребности. Иначе — на посткризисном этапе вновь столкнемся с узкими местами, с инфраструктурными ограничителями экономического роста ”, — описывал надвигающееся будущее Владимир Владимирович. По его словам, есть только одно решение этой проблемы: “Активнее строить энергоблоки, модернизировать существующие станции, выводить из эксплуатации затратные, ресурсорасточительные и неэффективные мощности”.
“В ходе реформирования РАО “ЕЭС” новые собственники взяли на себя серьезные обязательства инвестировать средства в развитие. Причем часть этих обязательств была обеспечена финансированием за счет дополнительной эмиссии акций. Объем привлеченных средств составил порядка 450 млрд. рублей. Повторю, эти деньги должны были пойти на развитие, на новые стройки”, — сказал премьер таким тоном, что сразу стало понятно, что деньги не дошли до пункта назначения. Для тех, кто понял не сразу, премьер пояснил: из этой суммы непосредственно на работу инвестпрограмм израсходовано 270 млрд. “А 66 млрд. рублей ушло на текущую деятельность компаний, на покупку разного рода непрофильных активов. По сути было проедено или ушло на спекулятивные цели”, — Владимир Путин продолжал сверлить взглядом собравшихся. И добавил: “Еще почти 100 млрд. все еще лежит на счетах”. Стало понятно, что на эти-то деньги энергокомпаниям покушать непрофильных активов уже не удастся.
Далее премьер дал понять, что в этом деле работа вместе с государством для энергетиков возможна только по принципу “дашь на дашь”. Власти помогали генерирующим компаниям — давали антикризисные послабления, а они “ссылаются на отсутствие спроса и просят отодвинуть сроки ввода генерирующих мощностей еще на 4—5 лет”. Мало того, возмущался премьер, когда энергетикам предлагают построить станцию там, где есть гарантированный спрос и объект очень важен государству — “например, в Сочи”, — они “просто уходят в кусты”.
“В рамках инвестдоговоров сейчас должно возводиться почти сто энергоблоков, — продолжал показывать осведомленность в делах энергетических премьер. — Но только на 38 ведется полноценное строительство . Еще на 14 объектах начаты лишь подготовительные работы. А на остальных 45 конь не валялся”. Из дальнейшей речи Путина стало понятно, что лучше бы этому животному уже появиться на этих 45 объектах. Компании — нарушители обязательств были приглашены “к Новикову на регулирование тарифов”, то есть в Федеральную службу тарифов, что означает перевод со свободного ценообразования на регулируемое государством. Плюс им были обещаны штрафные санкции. “Все необходимые основания для этого у государства есть”, — пригрозил ВВП и как бы вскользь вспомнил Генпрокуратуру.
Некоторые ученые уверяют: прежнего режима плотина может не выдержать. В случае ее разрушения водяной вал высотой в 50 метров просто сметет все на своем пути. А ниже по течению Енисея стоят крупные города — Саяногорск, Абакан, Красноярск, секретный атомный центр Железногорск (бывший Красноярск-26 — со стотысячным населением и действующими атомными реакторами, складами и могильниками радиоактивных материалов).
Корреспондент “МК” поговорил с местными жителями. Интересно, что в самом поселке Черемушки, прилегающем к ГЭС, не сомневаются в успехе задуманного правительством мероприятия. И называют ученых, предрекающих беду, сумасшедшими. “Смешно, но чем дальше от плотины, тем страшнее. Очень боятся в том же Абакане”, — рассказала мне одна женщина из поселка энергетиков. Говорят, что некие сибиряки даже писали письма президенту и премьеру, в которых просили вообще “заморозить” Саяно-Шушенскую ГЭС. Но вот беда — все знают о существовании данных посланий, но лично их никто в глаза не видел.
Зато достоверно известно, что память о погибших при аварии на станции будет увековечена: рядом с ГЭС, недалеко от машинного зала, где разыгралась трагедия, будет построена часовня.