Реки – источник жизни, а не электричества
Фото нашей Ангары... Нажми

СШГЭС: где еще ждать аварию?

"Известия" выяснили, что до катастрофы на Саяно-Шушенской ГЭС крепежи, которые не выдержали напор, никто не проверял. Причем не только на Саяно-Шушенской ГЭС, но и на других гидростанциях страны.

Конечно, после аварии на Саяно-Шушенской ГЭС все изменилось. "В первый же месяц после катастрофы абсолютно все гидростанции были проверены на шпильки", – сообщил "Известиям" представитель "РусГидро".

Печально, но Саяно-Шушенская – не первая ГЭС, где авария случилась из-за изношенных шпилек. В 1983 году то же самое произошло на Нурекской ГЭС в Таджикистане. "Это была точно такая же авария", – говорят в "РусГидро". Крышку агрегата сорвало, а машинный зал был затоплен водой. Слава богу, тогда обошлось без жертв. Информация по той аварии была строго засекречена. Даже прошлой осенью многие чиновники отрицали сам факт происшествия. Точку поставил Ростехнадзор. "На нурекской аварии также произошел срыв с креплений", – заявил глава ведомства Николай Кутьин.

"Известия" выяснили, что специалисты Харьковского завода, изготовившего турбину для Нурекской ГЭС, быстро разобрались в причинах аварии и рекомендовали дважды в год проверять шпильки на наличие микротрещин. Свое заключение завод отправил в тогдашнее Министерство энергетики и электрификации СССР. Но в регламенты для гидроэнергетиков проверка шпилек не вошла. Их оставили гнить еще на 17 лет.

Если бы Министерством энергетики того, еще нашего союзного государства было принято решение о раскрытии информации, то эти факторы риска могли быть сняты, – сетовал Кутьин.

Проверка шпилек – это, конечно, здорово. Но остались две долгоиграющие проблемы: контроль над состоянием гидростанций в целом и их износ. В Ростехнадзоре говорят, что проверять ГЭС теперь будут "дольше и комплексно". А вот данные об износе оказалось невероятно сложно получить. "В среднем по "РусГидро" износ турбин составляет 40%, а генераторов – менее 30%", – сообщили нам в пресс-службе компании. Хотя раньше сообщалось, что по отдельным ГЭС он достигает 60%, 80% и даже более 100%. Последний показатель – бухгалтерский, рассчитывается по амортизации оборудования.

Четких оценок износа не существует, – говорит сенатор Валентин Межевич, до 1991 года – высокопоставленный энергетик. – Получается, что никто толком не представляет, в каком состоянии находятся электростанции – не только ГЭС, но и все остальные.

Варвара Агламишьян