"Мы работаем в страхе!"
Нарушения в эксплуатации 2-го агрегата и отказ системы защиты привели к аварии – именно к таким выводам пришла комиссия, расследовавшая причины трагедии на Саяно-Шушенской ГЭС. 17 августа потоки воды сорвали крышку турбины и смыли машинный зал. Второй агрегат был отремонтирован в начале этого года.
Возможно, именно ремонтные работы и привели к аварии. На совещании по результатам работы правительственной комиссии вице-премьер Игорь Сечин заявил, что ремонт осуществляла не компания-производитель агрегата, а организация, учредителями которой являются большинство топ-менеджеров Саяно-Шушенской ГЭС или их родственники. Следствие теперь будет определять, есть ли связь между аварией и ремонтным бизнесом руководителей станции.
Владимир Путин в ходе совещания в минувший понедельник заявил: «Безответственно и преступно экономить деньги на безопасности или доверять соответствующие ремонтные работы «аффилированным» с кем бы то ни было, а особенно с руководством объектов, структурам, как правило, не имеющим достаточного опыта и знаний. Назрел также вопрос усиления государственного технологического надзора. Напомню, Саяно-Шушенская ГЭС имела все необходимые разрешения и лицензии, а в 2008 году проверялась. И это, к сожалению, не уберегло от аварии. Значит, функция надзора не сработала должным образом».
Не первая авария
Похоже, именно на этой гидроэлектростанции, названной самой безопасной в Европе, надзор не срабатывал постоянно. Аварии на Саяно-Шушенской ГЭС происходили с самого начала её эксплуатации. Так, в мае 1979 г. вода пошла через недостроенные водосбросы – их не успели сдать в срок. Тогда оказались разрушены некоторые сооружения плотины, затоплено здание ГЭС, смыто оборудование. Первый гидроагрегат, к тому времени уже запущенный, полностью залило водой. На ликвидацию последствий ушло несколько месяцев.
В 1985 году из-за мощного половодья было разрушено дно водобойного колодца – бетон и скалистую породу пробило на глубину до 7 м. Из-за деформаций в теле плотины возникли трещины, и угроза катастрофы стала вполне реальной. Специалисты предположили, что проектировщики допустили просчёты, недооценив силу гидравлического удара. Согласно другой версии, конструкция плотины, которой отдали предпочтение при проектировании, позволила сократить сроки строительства и сэкономить изрядное количество бетона.
Отремонтированный водобойный колодец вновь оказался разрушен в 1988 году, когда на Енисее случился большой паводок. Тогда было решено, что станция должна эксплуатироваться в щадящем режиме. Однако на протяжении следующих 20 лет об этом решении постепенно забыли. Сейчас названы виновники августовской аварии – представители руководства самой ГЭС, но почему-то никто не говорит о том, что станция нещадно эксплуатировалась в предыдущие годы, когда принадлежала РАО ЕЭС. Можно ли теперь разобраться, каким образом распределялись средства, выделявшиеся на её ремонт, который необходимо проводить регулярно? Не зря некоторые эксперты уже назвали главным виновником аварии реформу энергетической системы, проведённую Анатолием Чубайсом.
Сейчас ускоренными темпами идёт восстановление ГЭС и строительство второго водосброса, о котором говорили всё время работы Саяно-Шушенской ГЭС. «Уже принято решение в ускоренном порядке завершить строительство берегового водосброса, – сообщил Владимир Путин. – На эти цели в текущем году будет направлено из резерва Правительства РФ 4,3 млрд рублей».
На восстановлении станции сегодня работают те, кто чуть больше месяца назад спасся во время аварии.
«Мы, пережившие страх, отчаяние от потери друзей, переохлаждение в ледяной воде, работаем по 12-13 часов в сутки, – говорит Владимир Чистов, старший мастер ремонтного участка, лично спасавший пострадавших и искавший погибших. – Нам бы внеочередной отпуск. Но невозможно: работать некому, а станцию надо восстановить в кратчайшие сроки. Здесь работают вахтовым методом специалисты с других гидроэлектростанций. Но есть много такого, чего они просто не могут сделать: стихия разметала всё, теперь только мы, здешние, можем отыскать инструменты и запчасти. Тех, кто погиб или находится на излечении, заменить некем. Оставшиеся специалисты работают через силу, преодолевая недосыпание, головные боли, страх. Мы ведь находимся на нижней отметке, над нами больше двухсот метров грохочущей воды. После аварии что-то стукнет – душа в пятки уходит, едва лампа мигнёт – люди бледнеют: вдруг плотина не выдержит!»
Не утешать, а помогать
У тех, кто не занят на восстановлении ГЭС, другие проблемы. Николай Жолоб, ветеран Саяно-Шушенской ГЭС, потерял в аварии сына Максима – тот числится пропавшим без вести. Николай Васильевич недоволен системой оказания помощи, которую разработали в «РусГидро», и основал альтернативный комитет защиты пострадавших «Ступени к жизни».
– Миллион рублей – это жалкая подачка. Мы требуем выплат не по одному, а по пять миллионов за каждого погибшего. Посудите сами: в нашей семье восемь человек, что такое один миллион для восьмерых? Разве сможет Юля, моя невестка, на эти деньги купить квартиру двум моим внучкам, Диане и Алине? Хватит ли им для полноценной жизни пенсии в 6 тысяч рублей в месяц, что назначена за погибшего отца? Не уверен. Поэтому мы требуем от руководства «РусГидро» предоставить жильё всем без исключения детям погибших и выплатить родственникам погибших по 5 миллионов, а пострадавшим – по 300 тысяч рублей. Для богатейшей организации (только за первую половину этого года прибыль превысила 18 миллиардов рублей) эти затраты – не только посильная задача, но и моральный долг: «РусГидро» убила моего сына!
1 мнение
Для этого надо всего лишь заполнить эту форму: